+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru
Школьная Т.Б. Заместитель директора Института налогового менеджмента
и экономики недвижимости НИУВШЭ, кандидат экономических наук
Сверка сумм уплаченных и начисленных сумм налогов, пеней и штрафов налогоплательщиками-юридическими лицами в соответствии положениями Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) может производиться, как по инициативе самого налогоплательщика, так и по инициативе налогового органа.
По инициативе налогового органа совместная сверка, чаще всего, может быть проведена в случаях, когда налогоплательщик:
- переводится на учет в другой налоговый орган;
- осуществляет реорганизацию или ликвидацию;
- относится к категории крупнейших (ежеквартальная сверка).
При инициировании совместной сверки самим налогоплательщиком налоговые органы предоставляют широкие возможности взаимодействовать с ними по телекоммуникационным каналам связи через «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица».
Личный кабинет дает возможность в реальном времени следить за состоянием расчетов с бюджетом и своевременно принимать решения, например, о возврате либо о зачете излишне уплаченных платежей, т.е. оперативно управлять своими денежными средствами. Это актуально также в случаях, когда налоговый орган приостанавливает операции по счетам в банках.
Имеют место технические ошибки при заполнении платежных поручений на уплату налога, пеней и штрафов: например, неверное указание КБК может привести к образованию недоимки и соответственно к начислению пеней. Но в выгодной позиции оказываются те налогоплательщики, которые взаимодействуют через Личный кабинет, оперативно подав заявление об уточнении платежа. Уплатить заново налог придется в тех случаях, когда в платежных документах налогоплательщик неправильно указал счет Федерального казначейства или наименование банка получателя.
Кроме того, актуальным для налогоплательщика является получение информации через Личный кабинет: об исполненных налоговым органом решениях на зачет и на возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм; о наличии невыясненных платежей, о принятых решениях об уточнении платежа, об урегулированной задолженности (отсроченной, рассроченной, реструктуризированной, инвестиционному налоговому кредиту), о суммах НДС, заявленных к возмещению, о платежах, списанных с расчетного счета налогоплательщика и не поступивших в бюджет, по которым обязанность налогоплательщика признана исполненной, о неисполненных налогоплательщиком требованиях на уплату налога и других обязательных платежей, о мерах принудительного взыскания задолженности (неисполненные решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика и имущества, неисполненные инкассовые поручения, решения о приостановлении операций по счетам).
Проблемы и даже судебные разбирательства возникают у налогоплательщика по результатам налоговых проверок, когда суд признает доначисления неправомерными или их размер уменьшается. Так, если на момент вступления судебного решения в силу эти суммы перечислены в бюджет, они считаются излишне взысканными, которые надо отличать от излишне уплаченных. Налоговые органы при оценке сумм излишне взысканных сумм либо излишне уплаченных руководствуются постановлением Президиума ВАС РФ, доведенным им для использования в работе письмом ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263. Имея
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2015.
2. URL: http://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
3. URL: http://www. http://rosnou.ru// – сайт Российского нового университета.
4. URL: http://www.re.hse.ru/ – сайт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ Высшей школы экономики.