+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru
Школьная Т.Б. Аннотация. Статья посвящена вопросу совершенствования налогового администрирования.
ФНС России в своей деятельности, наряду с решением текущих вопросов, уделяет особое внимание совершенствованию налогового администрирования. При этом используется передовой зарубежный опыт, некоторые позитивные из него заимствования уже реально введены в жизнь – что особенно важно с учетом вступления в силу, с начала 2015 года, Плана первоочередных мероприятий Правительства РФ по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.
Среди основных направлений этой работы можно выделить меры по модернизации информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, меры по укреплению налогового контроля и меры по совершенствованию в целом всей системы налогового администрирования в стране.
По первому направлению уже запущена система «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц». В настоящее время на сайте ФНС России можно скачать модуль программного обеспечения по заполнению декларации по НДФЛ за 2014 г. - "Декларация 2014". Кроме того, ФНС России приступило к опытной эксплуатацию "Личного кабинета налогоплательщика индивидуального предпринимателя" (ЛК ИП). В ЛК ИП можно
1 Зам. директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУВШЭ, кандидат экономических наук
удаленно, без визита в налоговый орган, получать выписки из ЕГРИП, направлять документы для государственной регистрации изменений в сведения об ИП, представлять заявления для постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД, уточнять невыясненные платежи, производить зачет и возврат излишне уплаченных сумм и др.
Далее, в целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков на сайте ФНС России созданы интернет-сервис «Узнать о жалобе», позволяющий оперативно в режиме онлайн получить информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб (заявлений, обращений), поступивших в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации и ФНС России, и интернет-сервис «Решения по жалобам», который предоставляет возможность просмотра в свободном доступе наиболее значимых решений, вынесенных налоговыми органами по результатам рассмотрения ФНС России и управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации жалоб (обращений) налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.
По второму направлению проводится ряд мероприятий по уточнению методики проведения налоговых проверок и по повышению их эффективности. Кроме того, важным нововведением является передача ФНС России функций по предоставлению отсрочки, рассрочки по уплате федеральных налогов и сборов. Ранее решения о предоставлении такой отсрочки (рассрочки) принимало Правительство РФ и Министерство финансов РФ.
По третьему направлению разрабатываются планы перспективного развития деятельности ФНС России, которые реализуются в форме ежегодно составляемых и утверждаемых Правительством РФ «Основных направлений налоговой политики» (на предстоящее трехлетие). В частности, предлагается создание особой Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам – физическим лицам (с доходами свыше 5 млн руб. в месяц и имуществом свыше 5 млн дол.).
На более отдаленную перспективу следует наметить переход к единой, объединенной Налоговой службе, в состав которой могли бы быть включены органы таможенной службы и передачи ФНС России функций по сбору и взысканию любых обязательных платежей (включая социальные сборы, взыскание штрафов в пользу государства по решениям судов и т.д.).
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (КРФ) 2015.
2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2015.
3. URL: http://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
4. URL: http://www.re.hse.ru/ – сайт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ Высшей школы экономики.