+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru
Сулейманов М.Д. Аннотация. Автор раскрывает некоторые возможности основных функций контроля и надзора в сфере государственных видов деятельности.
Помимо основных функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы осуществляют другие контрольные функции в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к которым, в частности, относится контроль в сфере госрегулируемых видов деятельности (при оказании государственных услуг), в том числе:
- за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ);
- за организацией и проведением азартных игр; лотерей; выдачей специальных марок для маркировки табачной продукции, производимой в РФ;
- в отношении соискателей лицензий и лицензиатов на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; саморегулируемых организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В чем заключается эффективность выполнения налоговыми органами этих контрольных функций?
Например, в результате проводимых проверок устанавливаются факты неприменения ККТ, применение ККТ, несоответствующей установленным требованиям, нарушение порядка и условий ее регистрации и применения, полнота учета выручки денежных средств, нарушения, связанные с неиспользованием специальных банковских счетов и т.п. факты. Общеизвестно, что от соблюдения законодательных норм организациями и индивидуальными предпринимателями в отношении ККТ зависит объем налоговых платежей, поступающих в бюджет: налог на прибыль, НДС, налоги по спецрежимам, а также различные сборы.
В указанных выше случаях налоговые органы на основании выявленных нарушений имеют возможность целенаправленно и точечно планировать налоговые проверки в отношении налогоплательщиков, находящихся в зонах риска, минимизируя тем самым время на проведение контрольных мероприятий и сбор доказательственной базы, а также имеют возможность использовать указанный материал в контрольной работе в целях выявления налогоплательщиков, не представляющих налоговую отчетность либо представляющих «нулевую» отчетность.
Вместе с тем, как показывает практика осуществления государственного контроля по направлению лицензирования за организацией и проведением азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах у налоговых органов имеются проблемы, неурегулированные в законодательном порядке. Например, не урегулирован вопрос об отказе в выдаче (переоформлении) лицензии (предоставлении дубликата лицензии) в случае неуплаты либо неполной уплаты лицензиатами (соискателями лицензий) государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, а также уплаты данной государственной пошлины на некорректные реквизиты. Для сведения: по итогам 2014 г. лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах имеют 29 юридических лица. По данным налоговой статистической отчетности по результатам 4-х плановых выездных проверок составлено 20 протоколов об административных правонарушениях.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (КРФ) 2015.
2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2015.
3. URL: http://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
4. URL: http://www.re.hse.ru/ – сайт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ Высшей школы экономики.