+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru


Previous Next Play Pause
В Налоговом колледже до 31.10.2024 продлен прием В Налоговом колледже до 31.10.2024 продлен прием
Объявлен дополнительный прием на бакалавриат Объявлен дополнительный прием на бакалавриат
Вышел сентябрьский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел сентябрьский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Продолжается прием в магистратуру Продолжается прием в магистратуру
Переосмысление походов к высшему образованию Переосмысление походов к высшему образованию
Вышел июньский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел июньский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Приглашаем студентов и выпускников Налогового колледжа Приглашаем студентов и выпускников Налогового колледжа
Какую роль играют рейтинги университетов в современном высшем образовании? Какую роль играют рейтинги университетов в современном высшем образовании?
Аккредитация программ Школы делового консалтинга «АзБиз» Аккредитация программ Школы делового консалтинга «АзБиз»
Вышел апрельский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел апрельский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Профессионально-общественная аккредитация Профессионально-общественная аккредитация

В помощь мигранту

Новости фонда

loading...

Труд занятость миграция новости

loading...
О налоговом консультирование в Российской Федерации

О налоговом консультировании в Российской Федерации

Д.Н. Сулейманов Е.Е. Тарасова Т.Н. Мехова Совершенствование налогового администрирования, немаловажную роль в этом процессе играют налоговые кон-сультанты, осуществляющие свою деятельность в соответствии со спе-циально принятыми законами по налоговому консультированию.

На современном этапе одной из задач, решаемых налоговыми органами по совершенствованию налогового администрирования, является повышение налоговой грамотности налогоплательщиков при соблюдении баланса прав и обязанностей всех сторон участников налоговых отношений. Как показывает международный опыт, немаловажную роль в этом процессе играют посредники между этими участниками в лице налоговых консультантов, осуществляющих свою деятельность в соответствии со специально принятыми законами по налоговому консультированию.


Главной целью, которая закладывается при принятии этих законов, является создание не только комфортных условий для общения налогоплательщиков с налоговыми органами через законных представителей – налоговых консультантов, но и позитивно мотивировать граждан своей страны и нерезидентов к выполнению налоговых обязанностей через доверие к этим консультантам со стороны государства, с одной стороны, а с другой стороны – вменяя им имущественную ответственность перед клиентами за причинение вреда при оказании услуг по налоговому консультированию.


Повидимому, этим и руководствовалось Правительство РФ, когда включило в «Дорожную карту совершенствования налогового администрирования»/ разработку законопроекта о налоговом консультировании, чтобы устранить ту напряженность в отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами: одни – без умысла уклонения от уплаты налогов, не могут своевременно и в полной мере исполнить свои обязательства по уплате налогов или реализовать права на получение налоговых льгот, другие – налоговые органы, должны исполнять закон и предъявлять налоговые санкции и пени, в результате бюджет теряет доходы, растет количество недоимок, штрафов.


Однако, законопроект «О налоговом консультировании в Российской Федерации»/ был подготовлен и даже рассмотрен в первом чтении, но до сих пор не принят.
В чем причина и почему до сих пор этот Закон не принимается, о необходимости принятия этого Закона в прошедшем 2015 году говорилось немало и на разных уровнях и на различных площадках.


Одной из проблем формирования института налогового консультирования в России является степень готовности налоговых консультантов к объединению в профессиональные сообщества, несмотря на то, что такая возможность есть – можно стать членом Палаты налоговых консультантов.


Вместе с тем, на рынке налогового консультирования значительную долю занимают аудиторские компании, которые в обязательном порядке согласно действующему законодательству должны являться членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Кроме того, никто не отрицает наличие большого количества неорганизованных консалтинговых компаний и индивидуальных консультантов, в том числе предлагающих свои услуги через онлайн интернет.


Но, во всех вышеперечисленных случаях, ни о какой имущественной ответственности перед клиентами нет и речи, поскольку все регулируется только договоренностью.
Поэтому принятие законопроекта при соответствующей доработке будет иметь государственную значимость не только в вопросах наведения контроля за качеством оказываемых услуг по налоговому консультированию, но и обеспечением наполнения бюджета налоговыми платежами.


В вышеназванном законопроекте деятельность саморегулируемых организаций налоговых консультантов в достаточной степени полно и юридически правильно прописана. Однако следует отметить, что нормы и понятия, затрагивающие такие вопросы как деятельность налоговых консультантов, перечень услуг, оказываемых налоговыми консультантами, имущественная ответственность и другие вопросы еще требуют серьезной доработки и правовой оценки.


Так, например, составление налоговой отчетности (в т.ч. в электронной форме) и ее представление - это не консультационные услуги, это сопутствующая деятельность, особенно это касается таких компаний, которые занимаются чисто техническими вопросами, как операторы электронного документооборота. Конечно, как и у других компаний у них есть своя ниша по консультированию в части разъяснения порядка представления налоговой отчетности и других документов в налоговые органы (в том числе в электронном виде). Эти компании также нужны как налоговые консультанты и их деятельность надо прописать в Законе.


Решением этих проблем могло бы стать введение института налогового консультирования, создание правового поля на рынке консультационных услуг, где участники отношений будут в законодательном порядке исполнять свои обязанности и иметь определенные права. При этом за налогоплательщиками остается право выбора: руководствоваться рекомендациями налоговых консультантов по своему выбору или принимать самостоятельные решения, а для граждан – найти своего доверенного налогового адвоката.

Немаловажное значение имеет повышение качества оказываемых услуг налоговыми консультантами, а гарантией качества может стать контроль со стороны саморегулируемых организаций (СРО), членом которой налоговый консультант или организация, оказывающая консультационные услуги, являются.


В связи с этим очень важно при доработке Законопроекта рассмотреть вопрос о дополнительной имущественной ответственности перед консультируемыми лицами, которую будут нести СРО за своих членов, поскольку это повысит не только привлекательность оказываемых услуг, но и их качество, а также квалификационный уровень налоговых консультантов.


НОУ «Институт налогового консультирования» предлагает свой вариант законопроекта «О налоговом консультировании в Российской Федерации», положения которого могут стать основой для доработки Правительственного варианта законопроекта № 529626-6.


 

Список использованных источников

 

1. Проект Федерального закона N 529626-6 "О налоговом консультировании" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 23.05.2014).
2. Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования».
3. URL: http://government.ru/ - сайт Правительства России.
4. URL: http://www.duma.gov.ru/ - официальный сайт Государственной Думы РФ.
5. URL: http://nalog-ink.ru/ – сайт НОУ «Институт налогового консультирования».
6. URL: http://palata-nk.ru/ - сайт Палаты налоговых консультантов
7. URL: http:// com_content&view=article&id=87/фонд науки.рф – сайт НО «Фонд науки и образования».
8. URL: http://rosnou.ru/ – сайт Российского нового университета.

Наши партнеры