+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru
Д.Н. Сулейманов Т.Н. Мехова В статье рассмотрены оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы России. Отдельно рассмотрены основные направления деятельности налоговых органов.
В соответствии с ФЗ от 18.07.2011 № 227-ФЗ часть первая НК РФ дополнена Разделом V.I. «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», предусматривающим полномочия ФНС России по контролю цен в сделках между взаимозависимыми лицами.
Первые мероприятия по осуществлению налогового контроля за контролируемыми сделками в сфере трансфертного ценообразования начаты в 2013 году. До начала приема налоговых уведомлений о контролируемых сделках (до 20 мая 2013 г.) ФНС России создала методологическую основу для реализации новых положений НК РФ о трансфертном ценообразовании и технологическую инфраструктуру для автоматизированного приема и обработки уведомлений о контролируемых сделках. Так, в 2013 г. было подано и загружено в федеральную базу данных более 4,5 тысяч уведомлений с почти двумястами тысячами контролируемых сделок, совершенных в 2012 году. По итогам риск-анализа в результате проведенных проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в 2012 году доначислено платежей более 2 062 млн. руб. и уменьшен убыток на - 1 885 млн рублей.
В 2013 г. подано – 5,9 тыс. уведомлений, в 2014 г. – более 11,5 тыс. уведомлений, дополнительные поступления в бюджет за 2014 год составили – 1,4 млрд руб., за 9 месяцев 2015 г. – 2,5 млрд рублей.
В рамках реализации полномочий, предусмотренных главой 14.6 НК РФ, заключаются соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. С 2012 года ФНС России было получено 47 проектов соглашений о ценообразовании. По результатам их рассмотрения вынесено 22 решения. Заключены и действуют восемь соглашений о ценообразовании, участниками которых являются 32 крупнейших налогоплательщика Российской Федерации.
При этом качество этой работы находится на самом высоком международном уровне.
Как отметил в своем интервью журналу «Налоговед» Д.В. Вольвач «Соглашение о ценообразовании» классический пример в международной практике расширенного взаимодействия налогового органа и налогоплательщиков, предполагающего высокую степень открытости налогоплательщика, прозрачность заключаемых им сделок и его готовность к конструктивному и профессиональному диалогу с налоговым органом».
Первые соглашения о ценообразовании для целей налогообложения были заключены ОАО «НК «Роснефть» (2012 год), также соглашения заключаются с ПАО «Аэрофлот» и АО «ДОНАВИА» и другими крупнейшими компаниями. В 2013 г. заключено 9 соглашений с крупнейшими налогоплательщиками, в 2014 г. – 10 заключений и в 13 соглашениях отказано, за 1 полугодие 2016 года заключено 3 соглашения о ценообразовании для целей налогообложения по сделкам реализации нефти на территории Российской Федерации с 9 крупнейшими российскими налогоплательщиками, вынесено 4 решения о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании для целей налогообложения и 3 решения о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.
Цель таких соглашений - это согласование позиции налогоплательщика и ФНС России относительно порядка определения и применения методов ценообразования по конкретным сделкам между взаимозависимыми лицами и снижение рисков возможных разногласий сторон по вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения.
Предметом налогового контроля цен является конкретная сделка или группа однородных сделок, положительный эффект заключается в том, что существенно упрощается процедура их налогового администрирования и снижаются издержки налогоплательщиков в связи с проведением налогового контроля, это также позволяет справедливо распределять налоговую базу между бюджетами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, соглашения о ценообразовании для целей налогообложения дают возможность налогоплательщику и налоговому органу заранее, до фактического исполнения сделок, определить рыночную цену сделок, на основании которой исчисляются налоговые обязательства.
Важнейшим этапом налогового администрирования в сфере трансфертного ценообразования явилось создание Биржевого комитета при ФАС России, которое поддержали ФНС России и Служба Банка России по финансовым рынкам, являющиеся основными регуляторами рыночных цен и участниками рынка. В ноябре 2015 года было подписано Соглашение о сотрудничестве по развитию товарных рынков, положениями статьи 2 которого поставлены цели и задачи межведомственного взаимодействия по вопросам ценообразования для целей применения законодательства о налогах и сборах и антимонопольного законодательства.
В частности, предусмотрено создание инфраструктурных предпосылок для формирования репрезентативных ценовых индексов и (или) индикаторов на организованных товарных рынках, в том числе приведение к сопоставимому уровню биржевых и внебиржевых ценовых индексов и (или) индикаторов, а также создание возможностей их использования для целей налогообложения и разработка предложений, направленных на выработку единообразных подходов к ценообразованию для целей регулирования в соответствии с компетенциями Сторон.
Следует отметить, что работа ведется действительно большая, а доначисления в бюджет измеряются миллиардами рублей, что, конечно, в нынешней ситуации весьма кстати. Вместе с тем, отдельные эксперты в области налогообложения высказывают мнение о том, что действующая система ведет к воссозданию советского Госкомцен, поскольку ряд ведомств также выполняют отдельные функции ценообразования – это Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, органы, контролирующие рост цен на лекарства, на детские товары, на наценки магазинных «цепей» и т.д., нарушая якобы принципы свободной конкуренции и рыночного ценообразования.
Положения Раздела V.I НК РФ находятся в тесной взаимосвязи с подходами, заложенными в Руководстве ОЭСР (OECD Transfer Pricing guidelines 2010), которые широко используются в практике работы ведущих зарубежных налоговых администраций.
Активно обсуждаются представителями ФНС России совместно с экспертами ОЭСР актуальные вопросы трансфертного ценообразования, в том числе изменения в Разделы I и VI Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций, а также рассматриваются актуальные примеры из опыта работы налоговых органов в России и за рубежом для принятия оптимальных решений каждой из ситуаций с точки зрения соблюдения принципа «вытянутой руки» (arm’s length principle). Кроме того, интерес для России представляют предложения ОЭСР в области трансфертного ценообразования, работа над которыми ведется в рамках Плана противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли (План BEPS).
Несмотря на скепсис отдельных критиков, как это было указано выше, по мнению научно-педагогических работников Налогового института РосНОУ, налоговые органы успешно справляются с поставленными задачами. Следует констатировать, что глобализация мировой экономики только подтверждает необходимость развития институтов налогового контроля в сфере трансфертного ценообразования.
Список источников
1. Налоговый кодекс РФ, части I и II (по состоянию на 01.11.2016)
2. Кашин В.А., Чухарин Д.К., «Трансфертное ценообразование в РФ: проблемы регулирования и альтернативные варианты налогового контроля», журнал «Финансы», №9, 2015 г., С. 18-22.
3. Интервью Д.В. Вольвач «Убежден, что введение новых правил налогового контроля цен вызовет увеличение доходов бюджета», журнал «Налоговед», № 5, 2014 г.
4. URL:https://www.nalog.ru/ - сайт Федеральной налоговой службы России.