+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru


Previous Next Play Pause
Аккредитация программ ЧОУ ПО Аккредитация программ ЧОУ ПО "Налоговый колледж"
С Днем работника налоговых органов! С Днем работника налоговых органов!
С Днем преподавателя высшей школы! С Днем преподавателя высшей школы!
Вышел ноябрьский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел ноябрьский номер журнала «Налоговая политика и практика»
В Налоговом колледже до 31.10.2024 продлен прием В Налоговом колледже до 31.10.2024 продлен прием
Объявлен дополнительный прием на бакалавриат Объявлен дополнительный прием на бакалавриат
Вышел сентябрьский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел сентябрьский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Продолжается прием в магистратуру Продолжается прием в магистратуру
Переосмысление походов к высшему образованию Переосмысление походов к высшему образованию
Вышел июньский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел июньский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Приглашаем студентов и выпускников Налогового колледжа Приглашаем студентов и выпускников Налогового колледжа

В помощь мигранту

Новости фонда

loading...

Труд занятость миграция новости

loading...

Дети второго поколения

Адаптация детей мигрантов



Сулейманов Д.Н.[1]

Ноха М.Д.[2]

Образовательная адаптация детей мигрантов

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с социально-культурной адаптацией детей мигрантов, проблемы и предложения по совершенствованию форм и методов

Ключевые слова:

дети, мигранты, адаптация, русский язык, культура, образование, проблемы, предложения

 

D.N. Suleymanov

M.D. Noha

The educational adaptation of children of migrants

Annotation.

The article discusses the issues related to socio-cultural adaptation of migrant children, the problems and suggestions for improvement of forms and methods

Keywords:

children, migrants, adaptation, Russian language, culture, education, problems, suggestions

 

Образовательная адаптация детей мигрантов

  В соотвествии с Конститутцией РФ гарантируется право на образование каждому гражданину независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 5).

  Неотделимой частью социальной среды является образование. Поэтому о݇б݇р݇а݇з݇о݇в݇а݇т݇е݇л݇ь݇н݇а݇я с݇р݇е݇д݇а д݇о݇л݇ж݇н݇а с݇о݇д݇е݇й݇с݇т݇в݇о݇в݇а݇т݇ь т݇о݇м݇у݇, ч݇т݇о݇б݇ы р݇е݇б݇е݇н݇о݇к݇, с о݇д݇н݇о݇й с݇т݇о݇р݇о݇н݇ы݇, о݇с݇о݇з݇н݇а݇л с݇в݇о݇и к݇о݇р݇н݇и и т݇е݇м с݇а݇м݇ы݇м м݇о݇г о݇п݇р݇е݇д݇е݇л݇и݇т݇ь с݇в݇о݇е м݇е݇с݇т݇о в м݇и݇р݇е݇, а с д݇р݇у݇г݇о݇й - п݇р݇и݇в݇и݇т݇ь е݇м݇у у݇в݇а݇ж݇е݇н݇и݇е к д݇р݇у݇г݇и݇м к݇у݇л݇ь݇т݇у݇р݇а݇м݇.

  В российские дошкольные и образовательные организации дети мигрантов приходят с разным уровнем подготовки, и если мигранты приезжают изначально уже семьями, т.е. нацелены на долгосрочное проживание, то процесс адаптации и у взрослых и у детей намного быстрее и плодотворнее.

  На недавних общественных слушаниях в ОП РФ (03.10.2017) при обсуждении стратегии законопроекта «О социальной и культурной адаптации иностранных граждан» поступило предложение ввести правовые нормы в отношении мигрантов второго поколения.

  В е݇в݇р݇о݇п݇е݇й݇с݇к݇и݇х с݇т݇р݇а݇н݇а݇х почти все адаптационные программы рассчитаны не только на первое поколение, но и на последующие. В школах работают учителя, имеющие некоренное происхождение, в учебные планы включаются э݇л݇е݇м݇е݇н݇т݇ы к݇у݇л݇ь݇т݇у݇р݇ы с݇т݇р݇а݇н э݇м݇и݇г݇р݇а݇ц݇и݇и. На эти цели выделяются финансовые средства из государственного бюджета. П݇о݇м݇и݇м݇о г݇о݇с݇у݇д݇а݇р݇с݇т݇в݇а݇, н݇е݇м݇а݇л݇у݇ю п݇о݇д݇д݇е݇р݇ж݇к݇у ш݇к݇о݇л݇а݇м݇, р݇е݇а݇л݇и݇з݇у݇ю݇щ݇и݇м п݇р݇о݇г݇р݇а݇м݇м݇ы п݇о а݇д݇а݇п݇т݇а݇ц݇и݇и м݇и݇г݇р݇а݇н݇т݇о݇в݇, о݇к݇а݇з݇ы݇в݇а݇ю݇т н݇е݇п݇р݇а݇в݇и݇т݇е݇л݇ь݇с݇т݇в݇е݇н݇н݇ы݇е о݇р݇г݇а݇н݇и݇з݇а݇ц݇и݇и݇, б݇л݇а݇г݇о݇т݇в݇о݇р݇и݇т݇е݇л݇ь݇н݇ы݇е ф݇о݇н݇д݇ы݇, м݇и݇г݇р݇а݇н݇т݇с݇к݇и݇е о݇б݇щ݇и݇н݇ы݇, о݇р݇г݇а݇н݇и݇з݇а݇ц݇и݇и в݇о݇л݇о݇н݇т݇е݇р݇о݇в݇.

  В России учет детей мигрантов по возрастному признаку не ведет ни одно ведомство, но по экспертным оценкам примерно 10% мигрантов, приезжая в Россию, берут с собой детей, если ребенок до 7 лет, то он адаптируется быстрее, позже – уже возникают трудности, т.е. языковый барьер можно преодолеть в детском саду. В виду отсутствия в открытом доступе официальной статистики по учету детей мигрантов, посещающих дошкольные и образовательные организации РФ, независимые эксперты самостоятельно пытаются подсчитать это количество. Так, по подсчетам Информационно-дискуссионного портала «Newsland»[3] из миллиона новых российских школьников – в 2017 г. более 400 тыс. являются детьми мигрантов.

  Научно-практические исследования социальных, правовых, культурных и т.п. направлений по адаптации и интеграции мигрантов позволяют сделать основные выводы и сформулировать предложения по совершенствованию адаптационно-интеграционных форм и методов. Предлагается при разработке программных документов по адаптации детей мигрантов определять основные стратегические направления:

  - воспитательное;

  - образовательное;

  - духовное;

  - культурное;

  - психологическое;

  - оздоровительное;

  - патриотическое;

  - гражданско-правовое.

  Процесс адаптации детей мигрантов должен включать в себя начальный (первый) уровень для детей 5-10 лет, средний (второй) уровень для детей 11-15 лет и продвинутый (третий) уровень для детей с 16 лет. Каждый уровень должен иметь перечень конкретных требований и условий.

  На первом уровне главное место занимает вопрос языковой интеграции. У этих детей словарный запас относительно невелик, то при успешном взаимодействии образовательного учреждения и семьи «продвижение» ребенка в новую языковую среду и его самореализация в этой среде проходит достаточно быстро и успешно.

  Если взять уже второй уровень, то нужно иметь в виду, что подростки-мигранты часто испытывают трудности в общении с одноклассниками. Прежде всего, мешает недостаточная развитость навыков общения. Навыки взаимодействия, с которыми приходят они в школу, часто оказываются неадекватными в новой социальной среде. Например, приезжие дети мигрантов (подростки) могут считать оскорбительными слова и выражения, которые не являются таковыми в местной культуре. Различия в способах невербальной коммуникации, нормах отношений, ценностях становятся причиной недоразумений при взаимодействии подростков разных национальностей.

  Подростки, отличающиеся от большинства по внешности, языку, религии первыми испытывают на себе враждебное отношение. Недостаток уверенности в себе, неумение отстоять свою точку зрения, незнание других культур, порождающее страх, дискомфорт – вот причины интолерантного отношения подростков к культурным отличиям.

  Если статус в классе детей из семей мигрантов младшего школьного возраста практически не отличается от статуса их одноклассников, то в средней школе мигранты нередко замыкаются в моноэтнические группы и значительно реже контактируют с другими детьми. Мигранты-старшеклассники часто становятся изгоями и имеют напряженные отношения с учениками своего класса. Чем больше в классе детей из семей мигрантов, тем более они склонны образовывать замкнутые микрогруппы по этническому признаку.

  Наиболее типичные трудности подростков связаны с отличием программ обучения от привычных им, с языковым барьером, длительным перерывом в учебной деятельности, потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др.. В результате наблюдаются общее состояние тревожности и психологического недоверия подростков к действиям школьной администрации, наличие негативных стереотипов, трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания.

  Таким образом, необходимо начинать адаптацию детей мигрантов уже в первые годы жизни и неважно в родной стране-исхода, или в России. Наиболее приемлемой формой являются дистанционные методы обучения, при этом обязательно необходимо учитывать возрастную категорию пользователей.

  На наш взгляд, было бы также полезно вести работу не только с самими детьми, но и с их родителями, для того, чтобы мотивировать их дать детям образование, повысить их компетентность в сфере образования.

  Также необходимо ускорить подготовку квалифицированных педагогов для работы с детьми мигрантов, чему может содействовать создание специализированных программ и курсов в гуманитарных вузах, колледжах и образовательных центрах, а также организация практик студентов по работе с такими детьми в ходе образовательного процесса.

 

 

1  Директор ФНО, к.э.н.

2  Исполнительный директор ФНО.

https://newsland.com/community/5392/content/skolko-detei-migrantov-sredi-shkolnikov-rossii/5974031


Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (КРФ) 2015.
2. Государственная программа РФ «Реализация государственной национальной политики» (утверждена постановлением Правительства РФ № 1532 от 29.12.2016).
3. Сулейманов Д.Н., Мехова Т.Н., Саяпина А.С. Зачем нужны миграционные центры и помогают ли они справиться с нелегальной миграцией. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – М.: МНИ, 2016. С.155-158.
4. Сулейманов Д.Н. Адаптация и интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество. [Электронный ресурс]: URL: www.rosnou.ru/pub/ni/adin.pdf
5. Сулейманов Д.Н., Кашин В.А. Миграционная политика и национальные интересы в мире и в России [Электронный ресурс] www.налоговый-институт.рф
6. URL: http:///www.kremlin.ru
7. URL: www.government.ru
8. URL: www.fadn.gov.ru
9. URL: www.мвд.рф
10. URL: www.фонд – науки.рф

Наши партнеры