+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru
НОХА М.Д. Исполнительный директор Фонда науки и образования, аттестованный консультант по налогам и сборам
Ознакомившись с решением Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ на тему «Проблемы миграции внутри и вокруг России» от 1 декабря 2015 г. следует отметить ряд позитивных сдвигов, намеченных по решению проблем, связанных с упорядочением миграционных процессов, их прозрачности, противодействием нелегальной миграции и связанными с ней негативными явлениями.
В решении НЭС намечено ряд мер, связанных с упрощением осуществления трудовой деятельности внешними трудовыми мигрантами.
Так, предлагается рассмотреть возможность и целесообразность:
- осуществления гражданами стран – участниц ЕАЭС (справочно: в ЕАЭС входят 5 стран: Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Кыргыстан) трудовой деятельности в России без разрешительных документов;
- осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патента на территории нескольких субъектов РФ;
- разработки проекта федерального закона о деятельности частных агентств занятости;
и т.д.
Хотелось бы остановиться на отдельных направлениях по решению этих проблем, в частности, связанных с большими объемами нелегальной миграции и ее последствиями.
В России государственный контроль в сфере миграции осуществляется со стороны ряда министерств и ведомств, которые наделены соответствующими полномочиями в сфере контроля и надзора по различным направлениям деятельности. При этом каждый административный орган, выполняя свои контрольные и надзорные функции в этой сфере, осуществляет ведение информационных ресурсов, сведения которых подлежат межведомственному обмену, либо в соответствии с законодательством РФ, либо на основании соглашений, в том числе международных.
Между тем, повышение эффективности администрирования за налогообложением доходов иностранных граждан, осуществляющих свою трудовую и предпринимательскую деятельность в России, напрямую зависит от согласованных действий этих государственных органов, оперативного обмена информацией, а также рационального использования трудовых и материальных ресурсов, задействованных в этом процессе.
Как один из способов решения проблем, в настоящее время декларируется «совершенствование системы государственного контроля» въезда и пребывания иностранных граждан на территории России. При этом сама система контроля, уж если и не отсутствует, но далека от совершенства, о чем свидетельствуют объемы теневой миграции, отрицательно влияющие га все стороны жизни (экономические, фискальные, социальные, криминогенные и др.).
Как было отмечено в статье Сулейманова Д.Н. – директора Налогового института РосНОУ «Программно-целевая Модель адаптации и интеграции вынужденных мигрантов»*, размещенной на сайте Фонда науки и образования, предлагается рассмотреть вопрос о введении единого для всех видов учета в РФ (миграционного, налогового, социального) «Идентификационного номера иностранного лица» (далее – ИНИФЛ), который будет присваиваться автоматически на основе данных (сведений) специальной анкеты (по типу миграционной карты). Процедура присвоения ИНИФЛ не вызовет особых затрат и сложностей.
В указанной анкете обязательно должна быть специальная отметка пограничного органа «Въезд осуществлен» (номерная печать пограничника), оригинал этой Анкеты со специальной отметкой пограничника сдается в пункт пограничного контроля, который при обработке Анкет автоматически присваивает ИНИФЛ и выдает пластиковую карту с чипом. В эту карту в дальнейшем могут загружаться различные идентифицирующие данные (фото, радужка зрачка глаза и т.п.). Одновременно все данные из Анкеты загружаются в базу Единого государственного реестра иностранных физических лиц (ЕГРИФЛ), ведение которого целесообразно закрепить за Федеральной налоговой службой. К базе ЕГРИФЛ должны быть подключены органы ФМС России для осуществления полномочий миграционного контроля, а также другие органы для осуществления своих полномочий в сфере учета и контроля иностранных граждан.
До миновения надобности Анкета (копия- второй экземпляр) с отметкой пограничного органа и присвоенным ИНИФЛ и пластиковая карточка хранятся у иностранного гражданина.
Таким образом, это будет действенный механизм контроля, который в момент физического пересечения российской границы в пунктах пограничного пропуска начинает действовать как «сигнальная лампочка» на всем протяжении времени нахождения (пребывания) иностранного гражданина в Российской Федерации.
По мнению Анны Саяпиной – специалиста Фонда науки и образования, можно будет рассматривать решение еще одной задачи: совершенствование практики организации трудовой деятельности мигрантов на основе патентов, в том числе возможность осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патента на территории нескольких субъектов РФ.
Однако, последнее вряд ли будет легко осуществить, поскольку доход от патентов поступает в региональные бюджеты и регионы вряд ли найдут компромисс по распределению этих доходов, поскольку действующая система построена на авансовых платежах, размер которых зависит от региональных коэффициентов, отражающих региональные особенности труда в каждом регионе РФ (например, в г. Москве – на 2016 г. авансовый платеж установлен в размере – 4200 руб., а в Московской области – 4000 руб., во Владимирской области – 3000 руб., в Костромской области – 2485,4 руб., В Ямало-Ненецком АО – 7412,5 руб.).
Обсуждение выше обозначенных проблем и вопросов целесообразно инициировать на конференциях, которые рекомендовал провести НЭС во всех регионах РФ, значимость которых подтверждается особым контролем за их выполнением Первым заместителем Председателя Правительства РФ И. Шуваловым.