+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru
Саськов В.А. В статье рассматриваются проблемы регулирования внутренней и внешней миграции
Миграционные процессы как внутренние, так и внешние сегодня являются неотъемлемой частью социально-экономического развития не только России.
Безусловно «магнитами» миграционных потоков служат территории с более высоким уровнем развития, причем не только социально-экономического, но и инфраструктурного.
Как правило, это региональные и государственные столицы.
В России проблемы внутренней миграции являются более острыми в силу существенной разницы в уровне развития регионов.
При этом проблема усугубляется обширными территориями наряду с абсолютно архаичной и слаборазвитой транспортной инфраструктурой.
Например, при высоком уровне безработицы в Кавказском федеральном округе существует потребность в трудовых ресурсах в Дальневосточном федеральном округе. Но в силу неразвитости транспортной инфраструктуры желающих трудоустроиться на Дальнем Востоке немного.
Отсутствие действенных программ поддержки молодых специалистов естественным образом подталкивает их самим выбирать место работы и проживания и, конечно, результатом выбора опять же станут региональные центры.
Решением проблем диверсификации трудовых ресурсов могли бы стать:
- материальная поддержка молодых специалистов «дефицитных» профессий, в том числе в виде бесплатного предоставления жилья на весь период работы, но не в качестве общежитий, а именно индивидуального жилья, включая частные дома.
- развитие транспортной инфраструктуры, в частности, запуск ж/д сообщения по уровню Китая (скорость поездов свыше 400 км в час);
- возобновление традиции и популяризация «строительных студенческих отрядов»;
- нивелирование межрегионального разрыва качества социального обслуживания населения. Речь идет не о пенсионном обеспечении, а в первую очередь, о медицинском, образовательном, дошкольном, а также безусловно и развитом досуговом обслуживании;
- развитие трудовых взаимоотношений работника и работодателя по принципу «фриланс». Уже сегодня, в частности, не имеет особого значения, где находятся специалисты в сфере программных разработок.
По мнению Директора Налогового института РосНОУ Д.Н. Сулейманова, решение проблем регулирования внутренних и внешних миграционных процессов невозможно без соответствующей государственной поддержки и изменений законодательства.
Что удивительно, Правительство РФ несмотря на необходимость регулирования миграционных процессов, принимает решения усугубляющие проблему. В частности, запрет на аутстаффинг (аренда рабочей силы) существенно ограничивает возможности урегулирования дисбаланса трудовых ресурсов.
В сфере внешней миграции при большом количестве законодательных и нормативных правовых актов иностранным гражданам-трудовым мигрантам без посторонней помощи не обойтись. Конечно, в силу низкого уровня образования и культуры они обращаются к различным посредникам по содействию в оформления необходимых документов.
Кроме того, те общественные организации, которые оказывают помощь трудовым мигрантам в целях адаптации по приезде в Россию, должны иметь высокий уровень владения российским законодательством. Как отметила заместитель Директора Фонда науки и образования Т.Н. Мехова в своем выступлении перед участниками Круглого стола, проведенного в Общественной палате РФ 24 марта 2014 г. по теме: «Международный опыт социального страхования и налогообложения в сфере миграции и возможности его использования в России», ситуация осложняется отсутствием единого документа в сфере Миграции.
Поэтому очень своевременно Фонд науки и образования вынес на обсуждение вопрос о необходимости разработки Миграционного кодекса, последовательно добиваясь решения данного вопроса в рамках осуществления социально-значимого проекта.
Список источников:
1. Конституция Российской Федерации (КРФ) 2015.
2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2015.
3. URL: http://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
4. URL: http:// com_content&view=article&id=87/фонд науки.рф – сайт НО «Фонд науки и образования»
5. URL: http://rosnou.ru/ – сайт Российского нового университета.
6. URL: http://fms.ru/ - сайт Федеральной миграционной службы
7. Стратегическое управление миграционными процессами, М.: МНИ, 2014 – 324 с.