
+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru
Д.Н. Сулейманов Т.Н. Мехова А.С. Саяпина В данной статье рассматриваются основные принципы работы Единых миграционных центров, оценены достоинства и недостатки.
В настоящее время на территории России создано 7 Единых миграционных центров (ЕМЦ) в: Алтайском крае и Республике Алтай, Воронежской, Калужской, Московской, Амурской областях и г. Москве.
Основными принципами работы Единых миграционных центов являются удобство, легальность, прозрачность, контроль и законность.
Рассмотрим эти принципы последовательно, оценив достоинства и недостатки.
В основном, для осуществления трудовой деятельности в Россию приезжают иностранные граждане, с государствами которых заключены соглашения о безвизовом режиме. Эти трудовые мигранты могут легально работать по гражданско-правовым договорам или по патентам при условии наличия сертификата, подтверждающего знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ, полиса добровольного медицинского страхования, справок о медосвидетельствовании и свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН).
С появлением Единого миграционного центра все это можно сделать в одном месте – по системе «одного окна», также иностранные граждане могут оплатить все госпошлины, воспользоваться услугами переводчика и нотариуса.
Совсем недавно этим занимались посредники, среди которых было немало мошенников, предлагающих сомнительные услуги «по оформлению приезжих рабочих» (в т.ч. фальшивые документы о трудоустройстве, образовании, браке и т.п.), а иногда они просто забирали деньги, документы и исчезали. Почему мигранты доверяли этим мошенникам, потому что было удобно и быстро и этим занимались свои же – «земляки».
В Единых миграционных центров услуги оказываются по прейскурантам, которые доступны каждому. Поэтому необходимость в посредниках постепенно отпадает. Но проблемы остаются по-прежнему. Так, если по данным ФМС России в 2014 г. было выдано 2 386 641 патент, то в 2015 г. на 598 440 патентов меньше (2015 г. – 1 788 201 патент), при этом с целью работы по найму прибыло иностранцев в 2015 г. – 3 811 883 человека. Причин такой ситуации не называют ни официальные органы, ни аналитики и исследователи.
Тем не менее, в СМИ появляется информация, что все больше иностранцев стало растворяться на нелегальных заработках. Так, в январе 2016 г. было выявлено 29 нелегалов, которые трудились на сельхозработах у фермера в Волгоградской области. Другая тенденция, предоставление фальшивых медицинских справок, подтверждающих отсутствие инфекционных заболеваний (для сведения: на черном рынке стоимость этих документов составляет 7-8 тыс. руб.). Вместе с тем, наличие таких документов вызывают опасения для здоровья российских граждан. Так, Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД в 2015 г. обследовал 20 036 мигрантов, у 163 подтвердились инфекционные заболевания, в том числе 23 случая ВИЧ-инфекции, 30 туберкулеза и 110 сифилиса.
Наряду с ЕМЦ многие миграционные службы подписали соглашения о предоставлении услуг мигрантам через единые многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг по электронным каналам связи, деятельность которых также способствует сокращению нелегальной миграции.
Но следует отметить, что еще остается большое количество частных организаций, предоставляющих услуги мигрантам и которые наносят вред национальной безопасности России, несмотря на то, что в отдельных регионах их деятельность осуществляется при содействии региональных торгово-промышленных палат (Архангельская и Магаданская области). Конечно, создание во всех субъектах Российской Федерации Единых миграционных центров в ближайшее время не произойдет, поскольку нужны крупные инвестиционные вложения, но усиление контроля за частными организациями необходимы.
Необходимо также, как считают специалисты, реформирование патентной системы, в частности, законодательные меры в части удешевления патентов для мигрантов, приезжающих работать на вредных производствах, в труднодоступные территории, территории с суровыми климатическими условиями, в селькохозяйственном производстве. Предлагается следующая формула определения авансового платежа, минимальный размер которого рассчитывается, исходя из средней заработной платы по видам профессий или видам деятельности в данном регионе, он должен составлять не менее размера налога на доходы физических лиц и дифференцирован с учетом региональной потребности в рабочей силе внешних трудовых мигрантов (например, авансовый платеж = ЗПЛ х (13%:113%х100%) х %безработицы = 15 000 х 11,5% х 6,4%= 1835 руб. (в столичных центрах % безработицы может корректироваться, поскольку эти регионы перенасыщены нелегальными мигрантами и спрос на простую рабочую силу падает, а приток российских граждан из других регионов, как прогнозируют аналитики, может увеличиться в связи с нестабильной экономической ситуацией). По нашему мнению, корректировка на процент безработицы будет способствовать реальной обстановке на рынке труда, поскольку регионы заинтересованы в поступлениях от продажи патентов. Так, мэр г. Москвы С.
Собянин 29-го января 2016 г. во время осмотра нового здания Многофункционального миграционного центра, расположенного неподалеку от деревни Сахарово в «новой Москве», сравнил поступления от продажи патентов в 2015 г. (свыше 10 млрд руб.) с налоговыми поступлениями от операций по продаже нефти и нефтепродуктов, которые оказались чуть ниже, чем патентные платежи, и вряд ли столичные законодатели откажутся от этих поступлений в дальнейшем .
Список источников