+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования

Новости и события в сфере миграции

 

Январь и февраль 2017 богат новостным и событийным материалом, законодательными инициативами в сфере миграции

  Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 года №1532 утверждена Государственная программа «Реализация государственной национальной политики».

  В число задач Госпрограммы входят: повышение эффективности вовлечения институтов гражданского общества в сферу реализации государственной национальной политики РФ; развитие и совершенствование системы государственно-общественного партнерства в сфере реализации государственной национальной политики РФ; укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие многонационального народа РФ; обеспечение права на сохранение родного языка из числа языков народов России, его изучение и развитие; поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; обеспечение бесконфликтной и эффективной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество; снижение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений.

 

  27 января на заседании Комитета Государственной Думы по делам национальностей обсудили планы взаимодействия депутатов с Федеральным агентством по делам национальностей.

  Открывая расширенное заседание, председатель Комитета И. Гильмутдинов сказал: «Для нас Федеральное агентство – главный партнер в подготовке, разработке, обсуждении законодательных норм, необходимых сегодня для сферы межнациональных отношений… гарантия решения самых актуальных задач национальной политики».

  Глава ФАДН России И. Баринов, в свою очередь, рассказал о приоритетах и основных направлениях работы ведомства на ближайшую перспективу: разработка ряда и принятие законодательных инициатив, в частности, закона о социально-культурной адаптации мигрантов.

  «Это, в первую очередь, связано с тем, что в стране ликвидирована ФМС России», - пояснил И. Баринов. Он напомнил, что темой межнациональных отношений, до появления Агентства, занималось сразу несколько министерств - Минкультуры, Минрегионразвития и Минюст. «Естественно, что мы попытались проанализировать разбросанную тематику и выстроить системную работу, сосредоточиться на создании структурных подразделений ФАДН в субъектах, чтобы они работали над реализацией межнациональной политики».

  Игорь Баринов выразил надежду на помощь и активную поддержку депутатов в популяризации идеи проведения в 2018 году – Года российской нации, а также создании Федерального Дома дружбы, как ресурсного центра для федеральных национально-культурных автономий, других этнокультурных организаций и движений.

  Поблагодарив депутатов за продуктивную совместную работу в рамках рассмотрения и принятия федерального бюджета на 2017 – 2019 годы по государственной программе «Реализация государственной национальной политики до 2025 года», на реализацию которой будет направлено 26 млрд рублей. По словам И.Баринова, главная цель госпрограммы – сохранение и поддержание межнационального мира и согласия, формирование общегражданской идентичности и сохранение этнокультурного многообразия всех народов России. Руководитель Федерального агентства рассчитывает на то, что «реализация программы позволит перейти от ситуационной поддержки отдельных мероприятий к системному подходу и должному финансированию».

 

  При комитете Государственной Думы по делам национальностей появится новый подкомитет, занимающийся проблемами социально-культурной адаптации мигрантов, необходимость создания которого, по словам Председателя этого комитета И. Гильмутдинова, с увеличением нормативно-правовой базы по вопросам миграции в России. При этом национальный аспект миграции является одним из важнейших на уровне государства.

 

  25.01.2017 в Общественной палате РФ состоялся Круглый стол на тему «Проблемы социальной адаптации и интеграции детей мигрантов в Российской Федерации, доступ детей мигрантов к получению образования в российских школах».

  Член ОП РФ В. Шапошников в своем выступлении отметил: «Все, кто занимается вопросами миграции, понимают, что мигранты должны быть максимально адаптированы и интегрированы в общество. Но взрослые - это одно, а дети - совсем другое, и, будем откровенны, вокруг этого возникает очень много споров и конфликтов. Кому-то не нравится, что их дети обучаются в одном классе с детьми мигрантов, кто-то жалуется на то, что их ребенка не принимают в школу, а кто-то говорит о том, что в школах не хватает мест даже для российских детей, не говоря уже об иностранных».

  Участники в своих выступлениях представители органов власти, ученые и педагоги-практики сообщили о реальной ситуации с обучением детей из иностранных семей, и высказали ряд предложений.

  Одной из проблем является отсутствие научно-методических источников, посвященных вопросам оценки качества преподавания русского языка в образовательных учреждениях России (Директор секретариата Российского общества преподавателей русского языка и литературы А, Коротышев).

  Об основных барьерах при реализации права на образование в России подробно рассказал К. Троицкий из комитета «Гражданское содействие»: страх выдворения и лишения шанса получить убежище, затрудненность (а порой и невозможность) получения образования без знания русского языка, а также острый дефицит бесплатных курсов и школ русского языка, требование доказательства легальности нахождения и регистрации по месту жительства или пребывания.

  Во многих выступлениях звучали предложения организовать комплексное исследование вопроса обучения детей мигрантов, должным образом изучить, описать и распространить лучший опыт, создать общероссийскую систему курсов повышения квалификации для педагогических работников, усовершенствовать законодательство (прописать правила обучения детей, чьи родители находятся на территории страны, региона короткое время.

  В целом участники круглого стола сошлись на том, что, несмотря на региональную специфику, нужны единая государственная политика, позволяющая четко понимать, куда направлен процесс обучения и социальной адаптации детей мигрантов, и единая стратегия, из которой видно, какие действия в связи с этим надо предпринимать.

 

  Министерство внутренних дел РФ подготовило проект закона о введении балльной системы оценки для мигрантов, желающих получить вид на жительство в России (14.02.2017).

  Предполагается, что балльная система будет включать такие показатели, как возраст, образование, трудовой или предпринимательский стаж в России и «уровень адаптации». Точные критерии оценки и суммарное количество баллов, необходимых для получения вида на жительство, предстоит определить Правительству РФ исходя из «социально-экономических и демографических потребностей Российской Федерации».

  В МВД России поясняют, что балльная система сократит бюрократические препоны, снизит риск коррупции и поможет отобрать наиболее востребованных и квалифицированных специалистов. Она позволит привлечь «желающих постоянно проживать в России иностранцев на основе их отбора, критерии которого будут соответствовать интересам экономической и демографической политики. При этом шанс на получение вида на жительство в короткий срок получат не только русскоязычные граждане бывших союзных республик, но и представители других народов, которые хотят жить и работать в России. Отсутствие дополнительных бюрократических процедур позволит повысить привлекательность страны для молодых и образованных иностранных граждан. Балльная система является достаточно гибким инструментом, так как с учетом демографической ситуации или в соответствии с условиями, складывающимися на российском рынке труда, критерии могут изменяться. А меняя величину суммарного балла, можно регулировать количество получающих вид на жительство лиц, не влияя при этом на качественный состав претендентов.

 

  22.02.2017 Комиссия по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом ОП РФ провела круглый стол «Государственный надзор и общественный контроль в области проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Подведение итогов проведения комплексного экзамена для иностранных граждан за период 2015-2016 гг.».

  В ходе заседания прозвучала информация о том, что в РФ действует порядка 750 локальных центров тестирования. Количество иностранных граждан, прошедших комплексный экзамен, составило в 2015 году около 1,7 млн. человек на федеральном уровне и 500 тысяч человек на региональном уровне, в 2016 году — 1,1 млн. человек и 470 тысяч человек на федеральном и региональном уровнях соответственно. В их числе представители более 170 стран, среди которых преобладают граждане Узбекистана и Таджикистана, но есть и выходцы из Дальнего зарубежья. Успешно сдают экзамен в среднем 92 процента экзаменуемых. Контроль со стороны государственных органов ограничен и не охватывает все центры тестирования (некоторые из них не прошли положенную аккредитацию, так что качество их деятельности не гарантировано, к тому же процедура и требования к иностранцам на федеральном и на региональном уровне различаются). Собравшиеся за круглым столом обменялись мнениями о путях совершенствования системы проведения комплексного экзамена для иностранных граждан: проверку данной сферы деятельности мог бы взять на себя Рособрнадзор, контролируя действия вузов и органов власти субъектов РФ, которым подконтрольны непосредственные участники экзаменационной процедуры; законодательно закрепить единый уровень сложности экзаменов и срок действия сертификата, привести в соответствие федеральный и региональный компоненты, расширить сеть подготовительных курсов, особенно по русскому языку и, в первую очередь, для детей мигрантов, наладить предвыездную подготовку иностранцев.

  Для сведения: Фонд науки и образования первым выступил за преадаптационную подготовку мигрантов, планирующих осуществление трудовой деятельности в России, и осуществляет в 2017 г. Пилотный проект «Преадаптационная и адаптационная подготовка внешних трудовых мигрантов» (грант № 18/10-2 от 08.09.2016, грантодатель – Общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд».), который предусматривает апробирование курса подготовки мигрантов к сдаче комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ в дистанционном формате.

 

  17.02.2017 состоялось совместное заседание Комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям и Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), по обсуждению проекта ФЗ «О социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации».

  Конструктивные предложения высказал в своем выступлении член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, председатель Высшего совета ООД «Российский конгресс народов Кавказа», директор АНО «Институт миграции и межнациональных отношений» А.Б.Паскачев: прежде всего, надо сформулировать понятийный аппарат - дать однозначное определение адаптации и интеграции иностранных граждан,- которого до сих пор нет, из-за чего даже специалисты зачастую не могут прийти к взаимопониманию, распределить функции и полномочия задействованных органов. И уже исходя из этого переходить к ресурсному обеспечению реализации закона: финансированию, штатам, структуре. Для подготовки ФЗ будет создана рабочая группа, в которую войдут члены Комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, специалисты ФАДН, МВД и Минтруда России. По предложению А.Б.Паскачева в рабочую группу намечено включить также представителей Министерства по делам Северного Кавказа.

 

  В блоге Галины Макашиной – члена ОП РФ Кемеровской области, члена Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами ОП РФ, члена Комиссии по развитию науки и образования, Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан с правом совещательного голоса ОП РФ, 21.02.2017 опубликован материал «Мигрант» или «Иностранный гражданин»» по вопросу правового регулирования использования научных терминов в общественной практике.

  По мнению Г. Макашиной, опираясь на международную и российскую правовую базу, можно сделать вывод о том, что слово «мигрант» имеет законное основание использоваться в международной экономической деятельности, а вот в общественной практике России целесообразнее использовать термин «иностранный гражданин».

К обсуждению этого вопроса приглашены все желающие.


Обзорный материал подготовлен специалистом Фонда науки и образования Саяпиной А.С. по публикациям СМИ, интернет-сайтов Госдумы РФ, Правительства РФ, ФАДН России, ОП РФ, Института миграции и межнациональных отношений.


 

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж