+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru

Фонд науки и образования

 

Актуальность налоговой грамотности на сегодня



 

 М.Д. Сулейманов[1]

 ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ

 Налоговая грамотность сегодня актуальна не только для крупных компаний или индивидуальных предпринимателей, но и для всех граждан страны. Не повышая налоговую грамотность, сложно изменить отрицательное отношение к налогам и недоверие к государству, которое, к сожалению, сегодня присуще менталитету россиян. В современных условиях как никогда необходимо быть юридически образованным, знать основные положения налогового законодательства, чтобы корректировать реализацию своих стратегических планов, оптимизировать возникающую налоговую нагрузку, да и просто не дать себя обмануть.

 Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговая грамотность, налоговая политика, налоговая база, налоговая система, налоги, налогообложение, налоговые обязательства, налогоплательщик.


 

 M.D. Suleymanov

 INCREASING THE TAX LITERACY OF THE POPULATION: THEORY, PRACTICE, PROSPECTS

 Tax literacy today is relevant not only for large companies or individual entrepreneurs, but also for all citizens of the country. Without increasing tax literacy, it is difficult to change the negative attitude towards taxes and distrust of the state, which, unfortunately, is inherent in the Russian mentality today. In modern conditions, it is necessary more than ever to be legally educated, to know the main provisions of tax legislation in order to correct the implementation of your strategic plans, optimize the tax burden that arises, and just not let yourself be deceived.

 Keywords: tax law, tax literacy, tax policy, tax base, tax system, taxes, taxation, tax liabilities, taxpayer.


 

 Повышение налоговой грамотности в Российской Федерации – проблема комплексного характера. Она охватывает и вопросы освоения и применения общей теории налогов, и выбор направления налоговой политики, и отбор необходимых для успеха этой политики конкретных видов налогов, и создание эффективной системы налогового администрирования, и формирование здоровой этики налоговых отношений. А последняя, в свою очередь, предполагает правильное пониманием прав и обязанностей всех сторон налоговых отношений в их полном диалектическом единстве, признание всеми этими сторонами единого набора принципов и приоритетов налогообложения, внедрение действенных моделей постоянного контроля, уточнения и корректировки отдельных аспектов и составных частей всей системы налоговых отношений на разных этапах ее развития.

 И, конечно, в основе этой работы должны лежать главные цели экономической политики государства: повышение благосостояния народа, развитие производственно-технической базы страны, укрепление обороноспособности государства. А для достижения этих целей необходима слаженная и плодотворная работа всех классов и сословий общества, всех ветвей, всех звеньев государственной власти, всех механизмов и элементов управляющей правительственной машины.

 При этом неправильно делать упор только на отдельных направлениях работы по повышению налоговой грамотности в Российской Федерации, необходимо видеть их комплексный и взаимосвязанный характер, учитывать отдаленные последствия принимаемых сегодня решений и вводимых в действие средств и механизмов.

 Следует признать, что в мировой политике и практике накоплен уже значительный опыт налогообложения, и его глубокое и полноценное освоение всегда было и продолжает оставаться важной задачей при всех аспектах совершенствования системы налоговых отношений в Российской Федерации. В частности, мы видим, что во всех развитых странах вопросы налогов занимают центральное место в избирательных компаниях всех ветвей государственной власти, налоги нередко приводят к краху в остальном вроде бы вполне успешные масштабные социальные и экономические преобразования, из-за поспешных и недостаточно обдуманных действий в сфере налогообложения теряют свое положение лидеры партий и уходят с политической арены целые политические партии.

 Представители различных органов власти, ученые прямо заявляют, что около трети трудоспособной численности населения в стране придумывают различные схемы уклонения от уплаты налогов и взносов.

 Все это ведет к тому, что государство вынуждено поддерживать исключительно высокий уровень общей налоговой нагрузки в стране.

 И, следовательно, может возникнуть явный диссонанс между объявленными целями экономической политики государства – переход в режим устойчивого экономического роста, за счет привлечения накоплений бизнеса и сбережений населения на цели инвестирования в развитие и рост реального сектора экономики, и реально проводимой налоговой политикой.

 И такой диссонанс является основной причиной негативного отношения значительных масс населения к выполнению ими своих налоговых обязательств, к налогам и налоговой дисциплине вообще. А это, в свою очередь, формирует повышенные требования к налоговому контролю, ко всей работе государственных органов по выявлению и преследованию налоговых правонарушений, способствует общему снижению налоговой дисциплины среди разных категорий налогоплательщиков, включая и тех, кто прежде считал своим долгом полную и своевременную уплату всех полагающихся налогов и сборов.

 Консенсус между государством и налогоплательщиками здесь может быть только один: налогоплательщики проникаются интересами государства и начинают видеть в его действиях свою непосредственную выгоду (сверх просто «исполнения своего долга по налогам»), а государство, его органы, начинают ставить «во главу угла» своей деятельности благосостояние и рост доходов налогоплательщиков (что имеет своим «побочным» эффектом расширение налоговой базы этого государства).

 Другой стороной такого консенсуса является общая заинтересованность государства и общества (налогоплательщиков) в максимальном приращении инвестиционного потенциала нашей страны, который:

 а) растет вместе с ростом благосостояния населения;

 б) эффективно распределяется и перераспределяется между секторами и отраслями экономики – что зависит от предпочтений населения, бизнеса и от производимого на них воздействия соответствующих мер финансовой и налоговой политики государства;

 в) удерживается в пределах страны соответствующими мерами и средствами внешнеэкономической политики государства.

 Наиболее надежным способом достижения такого общего консенсуса является разработка, составление и согласование общей Налоговой доктрины российского государства, которая позволит привести к одному знаменателю политические, социальные, экономические и фискальные интересы всех сторон налоговых отношений в нашей стране.

 На базе такой, всеобщей и всеми принимаемой, Налоговой доктрины и может далее строиться вся работа по повышению налоговой грамотности в стране и в обществе. Граждане – как налогоплательщики и как избиратели - должны правильно понимать их обязанности и их функции не только в сфере уплаты налогов и соблюдении ими налоговой дисциплины, но и в плане своего воздействия на общую налоговую политику в стране. Законодатели должны понимать и чувствовать свою ответственность перед страной и обществом за конечные результаты применения принимаемых ими законов.

 Исполнительные органы власти, правительство в целом, не должны ограничиваться целями сведения финансовых счетов их деятельности в рамках срока нахождения их у руля правления, но принимать во внимание и перспективу, отдаленные последствия принимаемых ими решений. В сфере налоговой политики это требование выражается в самой конкретной форме: задачи по сбору текущих налогов должны всегда четко увязываться с задачи сохранения и наращивания будущей налоговой базы государства.

 В конечном счете, в комплексном подходе к решению всех этих задач как раз и кроется залог правильного понимания во всех слоях общества и во всех звеньях государственного управления основополагающих постулатов налоговой этики и принципов правильного налогообложения, здоровой и эффективной налогово-бюджетной политики всякого современного государства.

 От налогового консенсуса – к Налоговой доктрине, от Налоговой доктрины – к налоговой системе, от налоговой системы – к налоговой грамотности (на всех уровнях государства и во всех частях общества), от налоговой грамотности – к налоговой дисциплине, и от налоговой дисциплины – к разумной, справедливой и эффективной системе налогового администрирования – вот тот необходимой нам алгоритм нашего движения в налоговой области жизни нашего общества.

 

 

1  Руководитель Центра фундаментальных и прикладных исследований Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, доцент кафедры налогового администрирования и правового регулирования Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук.


Список использованных источников

1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2015.
2. Засько В.Н. Налоговые риски при трансфертном ценообразовании. Российское предпринимательство, 2011 - №12
3. Паскачев А.Б. Налогообложение доходов граждан: опыт развитых стран и возможности его использования в России// Налоговая политика и практика. – 2014. –№ 12 (144). – c. 72-76.
4. Сулейманов Д.Н. Исследование реформирования системы «Налоги и налогообложение» в условиях перехода к инновационной экономике. – М.: МНИ, 2012.
5. Сулейманов Д.Н., Мехова Т.Н.. Организация и методика проведения налоговых проверок. – М.: МНИ, 2013. – 118 с.
6. Сулейманов Д.Н., Мехова Т.Н. Совершенствование налогового администрирования в сфере налогового контроля – М.: МНИ, 2013. – 132 с.
7. URL: http://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
8. URL: http:// http://rosnou.ru / – сайт Российского нового университета.
9. URL: // https://re.hse.ru/cfarmission/ – сайт Центра фундаментальных и прикладных исследований Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ.

 

Наши партнеры