+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования

 

 Создание единой базы мигрантов



 

Д.Н. Сулейманов[1]

Регулирование процессов миграции:

административные методы

Автор приходит к выводу, что для России необходимо ввести единую систему учета мигрантов и закрепить за налоговой службой, ввести единый номер иностранца. Все ведомства, кому это нужно, могут обращаться в эту базу автоматически, без всяких запросов, согласований, соглашений, т.е. будет единая база данных, открытая для всех государственных ведомств.

Ключевые слова: международная миграция, трудовая миграция, цифровая база, регистрация, патент, разрешение на работу.

 

D.N. Suleymanov

REGULATION OF MIGRATION PROCESSES:

TAX ADMINISTRATION

The author comes to the conclusion that for Russia it is necessary to introduce a unified accounting system for migrants and assign it to the tax service, enter the single number of the foreigner. All departments that need it can contact this database automatically, without any requests, approvals, agreements, i.e. there will be a single database open to all government departments.

Keywords: international migration, foreigners, labor migration, illegal immigrants, registration, patent, work permit.

 

Переход от преобладающей репатриационной модели миграции в России к экономической (трудовой) фактически произошел в начале 2000-х годов. К началу текущего десятилетия временная международная миграция в целом достигла значительных масштабов, и численность иностранцев, пребывавших на территории России, колебалась в течение каждого года от 10 до 12 млн человек. Трудовых мигрантов среди них, по оценкам, было не меньше половины 5-6 млн человек, а в 2013–2014 гг. максимальные значения достигали 7 млн человек. Однако с 2015 г. временная миграция в Россию, в том числе трудовая начала сокращаться. В первую очередь это затронуло контингент мигрантов из дальнего зарубежья, а в пределах СНГ - из Средней Азии: Узбекистана и Таджикистана. А с Украины значительно увеличилась, начиная с середины 2014 года.

В целом о масштабах миграции в России можно судить по количеству детей мигрантов. Процент детей иностранных граждан, в том числе второго поколения в школах Москвы довольно высокий. Причем формально многих из этих детей можно считать россиянами.

Согласно различным прогнозам через 8-10 лет треть всех учеников в российских школах могут составлять дети мигрантов различных периодов. То есть можно прогнозировать, что в перспективе доля иммигрантов занятых трудовой деятельностью будет примерно такой же.

Границу пересекают десятки миллионов мигрантов – иностранных граждан ежегодно, но только некоторой части удается трудоустроиться официально. Огромное количество из числа, официально перешедших государственную границу, не получив возможность даже зарегистрироваться по месту пребывания через семь дней превращаются в нелегалов, становятся вне закона. А дальше многие из них так и не могут официально трудоустроиться. Некоторые идут на поиски неофициальных мест занятости, другие совершают правонарушения.

В настоящее время по различным данным иностранных граждан в РФ примерно 10-13 млн человек, 5 млн из них – проживают в стране нелегально. Нетрудно догадаться, какую подходящую среду это создает для коррупции и криминала в экономике и в целом в стране. И здесь же и широкое поле для деятельности лжепосредников, нерадивых работодателей и прочих изъянов вплоть до поддельных документов и действительно незаконного проживания. Но еще хуже то, что, не получив регистрацию по месту пребывания, вследствие чего не имея возможности получить патент, тем более разрешение на работу в организации, в конце концов не могут получить даже неофициальную работу.

Проблема признания квалификации рабочего является одной из основных и наиболее сложных. Требования к профессиям и критерии их оценки в разных государствах развивались по-разному с учетом исторических условий. Совместить их на практике представляется очень сложно. С большими трудностями рождались и документы о признании квалификации врачей, медсестер, ветеринаров. Очень сложно решалась проблема юристов. Речь, как видим, идет об интеллектуальных профессиях. С рабочими профессиями дело обстояло проще.

Необходимо отметить, что серьезные изменения происходят и в общем отношении развитых стран к проблеме свободных международных финансовых центров и налоговых гаваней, обращая внимание, прежде всего, на их «недопустимую закрытость» и стремление сохранить действующие в них так называемые оффшорные привилегии для иностранных компаний и граждан, имеющих проблемы с законодательством страны их происхождения.

По первому типу контракта, по сезонной трудовой миграции работник имеет наименьший объем прав. Краткосрочно приобретаемые права, прежде всего, это полный доступ к системе страхования несчастных случаев на производстве. Это покрывается практически всеми программами сезонной трудовой миграции. Это отражено в законодательстве всех стран. Как правило, расходы несет работодатель.

Второе обязательное право, которое существует практически во всех программах, это получение базовой медицинской помощи для мигрантов. В большинстве программ это закреплено в государствах, принимающих законодательно.

Третий вид этого краткосрочного права – это право на оплачиваемый больничный отпуск и отпуск по уходу за ребенком. Это право встречается очень редко, но если оно включено в объем прав (чаще всего законодательных), то там имеется ограниченный период, на который работнику разрешается использовать данный вид права. К сожалению, практика показывает, что данный вид права очень мало применяется.

Второй блок стандартов связан с трудовыми правами, все, что относится к трудовой деятельности сезонных мигрантов. Первый вид права, о котором мало кто задумывается, это предвыездная подготовка, информирование, обучение. Базовый уровень, как правило, присутствует. Это очень важный элемент. В тех программах, где он существует, оценка программ говорит о том, что он помогает работникам в дальнейшем чувствовать себя более защищенными, быть менее подверженными рискам трудовой эксплуатации.

Второй элемент – это организация проезда и проживания в стране трудоустройства. Он тоже существует практически в каждой программе. И страхование репатриации, то есть возвращение на родину на случай болезни, травмы либо смерти работника. Еще два компонента в принципе покрываются странами происхождения. Это права для членов семей мигрантов, которые по данным, как правило, остаются в стране происхождения. Они покрываются системами социального обслуживания данных стран.

По второму типу миграции это более расширенные права. Те блоки, которые были в сезоны, присутствуют, но к ним добавляются еще и новые. Что добавляется? Добавляются более расширенные приобретаемые медицинские права, более расширенный пакет медицинской помощи. В трудовой деятельности добавляется доступ к банковской системе денежных переводов. Это очень важный элемент. Данная система включала в себя элемент оценки. По результатам оценки после первого периода трудоустройства работники предлагают специальные тренинги по финансовой грамотности. Впоследствии это очень сильно помогает мигрантам правильно планировать свои финансовые средства, соответственно, улучшить свою ситуацию.

По третьему типу максимальное приближение к правам, объему, стандартам, которые доступны национальным работникам, причем как для самого работника, так и для членов семьи мигранта, которым разрешено в данном случае воссоединяться с самим работником. Они имеют право въезда. Здесь имеется полный доступ к системе переноса права на пенсионное и медицинское обеспечение. Ограничения существуют в некоторых странах. Например, если говорить о Европейском союзе, то для иностранного работника требуется подтвердить право легального проживания, прежде чем получить данный доступ. Данная система является очень необходимой и полезной.

При этом наиболее приоритетным направлением по данному вопросу является предоставление доступа к системе социальной защиты наиболее уязвимым категориям иностранных граждан, а не тем, которые в принципе могут самостоятельно обеспечить социальную защиту. К данной категории относятся женщины, члены семей, наименее образованные мигранты, которые подвержены рискам трудовой эксплуатации.

В последние годы, как уже было отмечено выше, в России ежегодно находится 10-12 миллионов приезжих. При этом за последние 20 лет в стране потеряно где-то 7,5 миллионов населения, которые уехали. Уехали в первую очередь немцы, греки, евреи, еще несколько национальностей, преимущественно квалифицированные и высококвалифицированные специалисты. Приехали вьетнамцы, киргизы, узбеки и так далее. Выиграла Россия на этом или нет? По-видимому, что нет.

Усилий производится много, существует контроль на уровне разных ведомств, определенные процессы, которые связаны с обменом информацией и так далее.

В                 связи с этим для России можно предложить следующее. Например, вернуться к той системе, которая существует в некоторых странах и основывается на очень простой вещи. Контроль ведется централизованно, в единой цифровой базе данных. База данных ведется одним ведомством, например ФНС с присвоением идентификационного номера мигранта – иностранного гражданина, а не несколькими. В РФ каждый из нас имеет порядка 10 номеров (паспортные, водительские номера, пенсионное страхование, медицинское, ИНН, документы об образовании и так далее). На самом деле это глобальные данные, требующие большой цифровой базы данных, в том числе и на иностранных граждан, приезжающих для трудовой деятельности в Россию. Это в определенной степени упростит регулирование процессов миграции, в том числе и трудовой.

[1] Директор Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
  2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №, от 05.02.2014 №, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
  3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
  4. Кашин В.А. Адаптация и интеграция вынужденных мигрантов (в том числе с Украины) в местное сообщество. Наука и практика, проблемы и перспективы – М.: МНИ, 2015. – 80с.
  5. Сулейманов Д.Н. Адаптация и интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество. [Электронный ресурс]: URL: http: //www. rosnou.ru/pub/ni/adin.pdf.
  6. Сулейманов Д.Н. Анализ международного опыта в сфере трудовой, образовательной, творческой миграции и возможности его применения в РФ. /Экономика. санкции противосанкции. Сборник статей/. – М.: МНИ, 2016. – С. 85-87.
  7. Сулейманов Д.Н. Глобальные тенденции в миграционных процессах: современный мир и Россия. / Сборник научно-практической конференции/. – М.: МНИ, 2016. – С.159-161.
  8. Сулейманов Д.Н. Миграция населения. – М.: МНИ, 2018. – 206 с.
  9. URL: http:// http://rosnou.ru / – сайт Российского нового университета.
  10. URL: https:// migrantcenter.ru - Единый миграционный центр Московской области.
  11. URL: http://www.jom.int/jahia/page254.html - Международная организация по миграции.
  12. URL: http:// com_content&view=article&id=87/фонд науки.рф – сайт НО «Фонд науки и образования».

 


[1] Директор Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук.

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж