+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru
Почему сегодня мы смотрим на профессию водителя лифта как на невозможную диковинку, сколько раз за жизнь можно изменить профессиональное направление и как дополнительное образование помогает школьному учителю стать директором школы, рассказывает Сергей Юрьевич Егоров, заместитель директора Института дополнительного образования РосНОУ, управляющий партнер Daptrius Partnership.
— Сергей Юрьевич, как люди принимают решение о получении дополнительного образования?
— Это зависит от того, сколько им лет и на каком этапе карьеры они находятся. Наш основной контингент — профессионалы, которые после нескольких лет работы в определённой сфере задумываются о новом старте для своей карьеры, хотят обновить квалификацию либо сменить сферу деятельности. Собственно, это изначальная цель дополнительного образования: дать людям возможность после начала профессиональной деятельности не оставлять образование и постоянно обновлять свои знания.
Это тенденция времени. Давайте взглянем на недавние сто лет и увидим, как за это время изменилась скорость смены профессий. Из поколения в поколение люди занимались одной и той же деятельностью — так было до начала XX века. Ты родился кузнецом, отец, дед, прадед были кузнецами, появлялись целые трудовые династии в разных профессиях. Сейчас найти тех, кто всю жизнь занимается одним делом, затруднительно. Прошло сто лет, и мы понимаем, что люди часто меняют карьеру, потому что профессиональные способы, которые раньше работали, уже не действуют. Человек может не только доучиться, но и переучиться, причём делать это два-три раза за жизнь. Профессии меняются, устаревают. Даже те, которые поначалу казались очень надёжными. Ещё полвека назад была такая прекрасная профессия, как водитель лифта. Специалист помогал людям добраться до нужного этажа. Сейчас мы на это смотрим как на какую-то диковинку, и она кажется нам глупой и невозможной, потому что каждый может самостоятельно нажать кнопочку в лифте. Но полвека назад так не казалось. И таких профессий много, как и переходов из одной профессии в другую.
Большинство людей спокойно относится к регулярным изменениям карьерной траектории. Это нормально воспринимается и работниками, и работодателями. Ускорить процесс подготовки и изменения направления в недавние годы помогала магистратура. Новая тенденция — переключение на разнопрофильные программы переподготовки. Понимая это, РосНОУ сделал упор на мастерские, докторские и другие программы, помогающие обновить существующие знания и изменить карьеру.
— Какие направления наиболее популярны?
— У нас большой спрос на психологов на всех уровнях подготовки, недавно завершён набор на докторские программы. В топе — «Налоги и налоговое администрирование», «Цифровая экономика» и «Цифровая трансформация».
— Какие программы пользуются наибольшим спросом, длинные или короткие?
— Пока нет развёрнутой статистики, поскольку направление новое. Обычно самые востребованные программы — полугодовые (мастерские программы) и годовые (докторские). Профессиональное обновление требует времени, а это как раз те сроки, за которые можно научиться новому, но при этом не «затянуть» с обучением. Темп жизни у всех сумасшедший, и важно оставлять время ещё на что-то, кроме карьеры.
— Из каких организаций к вам приходят?
— Сбербанк, Промсвязьбанк, Альфа-банк, Федеральная налоговая служба, Минюст России, Минобрнауки России, ведущие московские вузы и многие другие организации. Абитуриенты оттуда приходят как на докторские, так и на мастерские программы.
На докторские программы приходят также школьные учителя, которые планируют стать директорами школ. Наличие такого образования — серьезное конкурентное преимущество. Диплом, конечно, не является гарантией, но увеличивает шансы занять руководящую должность. Решающую роль может сыграть даже наличие справки о прохождении такого обучения.
— Стоимость программ демократична. За счёт чего удаётся сохранить качество?
— Мы постарались максимально уменьшить бюрократическую нагрузку на программы и студентов. Это чудесным образом вдвое сократило наши расходы: ненужные отчёты, бумаги и согласования — всего этого нет.
Мы привели составы наших аттестационных комиссий в соответствие мировым стандартам. Если традиционно, например, на докторских программах в диссертационных советах — от 19 до 25 человек, и никто ничего, по факту, не читает, то Оксфорд, Кембридж и Гарвард поставили цифру «3»: три человека в диссертационном совете. Мы посмотрели на опыт успешных зарубежных университетов и взяли его на вооружение. Соответственно, оплатить труд трёх человек дешевле, чем двух десятков. При условии, что все они читают работу и пишут развёрнутые рецензии. Если Оксфорд, Кембридж и Гарвард могут присуждать докторские степени, имея диссертационные советы из трёх человек, то мы явно не хуже.
Кроме того, для многих преподавателей приглашение на программы — имиджевая история. Важны не столько деньги, сколько почёт и удовольствие работать с РосНОУ. Мы приглашаем больших исследователей, руководителей крупных структур, которым гонорары не принципиальны, но интересно участие в социально значимом проекте, каким является наш проект «Единое образование».
— В чём ваши конкурентные преимущества?
— Наши программы подходят самой разной аудитории. Докторские программы РосНОУ уникальны. Всего примерно пять университетов России — Высшая школа экономики, РАНГХиГС, Финансовый университет при Правительстве РФ, СПбГУ и мы, — ведут такие программы. Это непривычный формат, достаточно сложное, интенсивное обучение, годичное или двухгодичное. Из профессионалов мы делаем профессионалов более высокого уровня, при этом не нагружая их бюрократически, что обычно бывает в аспирантуре. Кроме того, мы стараемся максимально «заточить» их под профессиональную, в том числе, международную дискуссию. На сегодняшний день у нас 25 докторских программ по различным направлениям.
Наши мастерские программы интересны тем, что все учебные материалы, которые обучающиеся нарабатывают в ходе учёбы, могут быть на 100 % использованы в их работе. Даже выпускная квалификационная работа по каждой мастерской программе — рабочий материал профессии, в которой человек делает карьеру. Так, например, программа «Мастер лицензирования и аккредитации» предполагает, что вы готовите реальный пакет документов для лицензирования или аккредитации образовательной организации. Получаете диплом и возможность получить государственную лицензию или аккредитацию. Мастерская программа по психологическому консультированию предполагает разработку серии встреч и консультаций. По окончании программы вы получаете план работы на год, со всеми деталями. И так — по всем направлениям. Это практически отсутствует в России, а в РосНОУ является основой образования.
Важная деталь: часто выпускная квалификационная работа придумывается в конце обучения. Мы же ставим её во главу угла и от неё отталкиваемся в проектировании карьеры. Все курсы, лекции и теоретические материалы — лишь помощь для выполнения квалификационной работы и основа понимания, как совершить следующий шаг в профессиональной реализации.
— Каковы перспективы дополнительного образования?
— Мы понимаем, что нам придётся меняться. До конца года мы должны доработать программы, которые запустили, но на следующий год половина из них изменится. Дальше изменения будут постоянными, потому что меняется рынок труда, меняется мир. Мы тоже должны меняться — и мы к этому готовы. В этом сила РосНОУ. С одной стороны, университет поддерживает наработанное годами качество образования, с другой — динамично изменяется, отвечая на запросы современности.
Мария Шигапова