+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования
Эффективность налогового администрирования заслуживает уважения!

«Эффективность налогового администрирования заслуживает уважения!»

Статья директора Налогового института РосНОУ Сулейманова Д.Н.

В современной России санкционного периода дополнительное бремя ответственности ощущают на себе сотрудники налоговых органов.

В современной России санкционного периода дополнительное бремя ответственности ощущают на себе сотрудники налоговых органов. Так, поданным ФНС России, В I квартале 2015 года проведено 7 375 выездных налоговых проверок – как оказалось, меньше, чем в аналогичном периоде 2014 года на 19,9%, и 6,8 млн. камеральных проверок - на 1,5% меньше, чем в I квартале 2014 года. При этом показатель эффективности (доля в общем числе проверок) выездных налоговых проверок достиг почти стопроцентного уровня – 99,3%.
Необходимо отметить, что значительную роль сыграло широкое применение риск-ориентированного подхода при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок, а также использование, в том числе современных инструментов, предоставленных налоговым органам действующим законодательством, а именно:
- получение информации из внешних источников, в том числе информации от правоохранительных органов,
- использование информации, получаемой налоговыми органами Российской Федерации от налоговых структур других стран в рамках международных соглашений,
- использование сведений о трансграничных операциях,
- реализация мероприятий по контролю за применением трансфертных цен, и т.д.


Соответственно, запланированные ранее и дополнительные мероприятия ФНС России позволили сохранить эффективность выездных

налоговых проверок организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой на уровне 10,7 млн. руб.
Вместе с тем в целом за I квартал 2015 года по результатам выездных и камеральных проверок в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно начислено платежей 93,6 млрд. рублей, что на 15,7 млрд. рублей, или на 14,3% меньше, чем в I квартале 2014 года, в том числе по результатам выездных проверок – 78,0 млрд. рублей (что на 19,3% ниже уровня I квартала 2014 года – 109,3 млрд. рублей), по результатам камерального контроля – 15,6 млрд. рублей (на 23,6% больше, чем в I квартале 2014 года).
Из общей суммы доначисленных платежей по результатам налоговых проверок основные доначисления произведены по налогу на добавленную стоимость – 44,9 млрд. рублей (48%), налогу на прибыль организаций – 28,3 млрд. рублей (30%), налогу на доходы физических лиц – 9,3 млрд. рублей (10%).
Кроме того, по результатам аналитической работы налоговых органов после направления налогоплательщикам в ходе проведения камеральных проверок требований о предоставлении документов и (или) уведомлений с требованием о предоставлении пояснений, а также в процессе проведения выездных проверок и в связи с самостоятельной оценкой рисков, налогоплательщики в I квартале 2015 года представили 30,6 тысячи уточненных налоговых деклараций, увеличивающих налоговые обязательства, на общую сумму 9,9 млрд. рублей.
О положительных тенденциях в контрольной работе Федеральной налоговой службы свидетельствует и сокращение суммы уменьшений налоговых платежей, произведенных по решениям судов и в результате апелляций в вышестоящие налоговые органы. Так, за I квартал 2015 года уменьшение платежей по принятым решениям судебных и вышестоящих налоговых органов (с учетом восстановленных) сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 29,7%, с 14,3 млрд. рублей до 10,1 млрд. рублей. Основными причинами достижения такого результата стали как повышение качества проведения контрольных мероприятий, так и обращение в предпроверочной работе усиленного внимания к сбору доказательственной базы по выявляемым правонарушениям.


Вместе с тем, в улучшении показателей контрольной работы налоговых органов есть и другая сторона. Понятно, что чем лучше работают налоговые органы, тем ниже масштабы уклонения от налогов. А у нас от налоговых платежей укрывается, по разным оценкам, от 25 до 35 % от общей суммы потенциальных налоговых поступлений. При этом для разных отраслей и сфер деятельности эти оценки сильно разнятся. В связи с этим желательно бы иметь по-отраслевую «развертку» - как по результатам контрольной работы налоговых органов, так и по размерам уклонения от налогов, свойственной той или иной отрасли экономики.
И тогда, имея в виду, что улучшение контрольной работы налоговых органов однозначно увеличивает налоговую нагрузку предприятий и организаций, можно будет понять, возможно ли будет дальнейшее повышение налоговой нагрузки для какой-то конкретной отрасли, или для этой отрасли пора уже снижать ставки налогов.
Так, известно, что для предприятий в машиностроительной отрасли уже сейчас налоговая нагрузка значительно выше, чем, например, в США. Поэтому улучшение контрольной работы налоговых органов в этой отрасли, без снижения налоговых ставок примерно на 20-50%, в зависимости от приоритетов государства, резко негативно скажется на общей конкурентоспособности предприятий машиностроения. При этом нужно помнить и о том, что президент РФ В. Путин уже неоднократно заявлял о том, что необходимо обеспечить недопущение роста налоговой нагрузки для предприятий реального сектора экономики на срок, как минимум, до 2017 года.
И опять же, если сравнивать с США, то абсолютно другая ситуация в отношении налоговой нагрузки в нефтяной отрасли. В РФ, по мнению ведущего экономиста британской нефтяной компании ВР С. Дейла, «налоговый режим для нефтяников – образцовый», он помогает накапливать резервы и защищает их от волатильности мировых цен на сырье.


В то же время в США нефтяные компании «отдают (в виде налогов и платежей по кредитам – при том, что ставки кредитования для них в США не превышают 2 % - 3 % годовых!)) в четыре раза больше за каждый заработанный доллар с продажи нефти и газа» (Российская газета, 23 июня 2015 г., с. 6). В результате американские нефтяники вынуждены постоянно снижать свои производственные издержки – в отличие от российских, у которых, как заявляют аналитики, «в ближайшие 20 лет проблем с долгами не будет», и это несмотря даже на то, что удельные затраты у них, на единицу добываемого сырья, постоянно растут.


Отсюда видно, что в общей структуре российской экономики есть отрасли и более благополучные, которые могут относительно легко пережить связанное с улучшением контрольной работы налоговых органов повышение налоговой нагрузки, и есть отрасли, которые не смогут с этим справиться без соответствующего снижения ставок основных видов налогов.
Серьезно может укрепить конкурентные позиции отечественного нефтяного бизнеса также и перевод на территорию страны процессов по переработки нефти – как полагает президент Союза нефтегазопромышленников РФ Г. Шмаль, «это еще и снизит его зависимость от колебания мировых цен на сырье». Но пока для российских нефтяников заведомо более выгодным представляется экспорт сырой нефти (не в последнюю очередь – из-за возможности получать крупные «премии» из бюджета в виде компенсации «входящего» НДС).

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж