+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru


Вышел апрельский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Профессионально-общественная аккредитация
Нужно ли в 2024 году учиться на директорских программах и получать статус Chief Officer?
По каким направления подготовки можно учиться на профессиональных докторских программах?
Пять причин поступить на директорские программы РосНОУ
Вышел мартовский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Фонд науки и образования в социальных сетях
Нужно ли получать в 2024 году профессиональную степень доктора?
Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций
Карьерные перспективы выпускников директорских программ в 2024 году – сколько выпускник потенциально сможет зарабатывать?
Оценка инвестционных проектов в логистических системах
Previous Next Play Pause
Вышел апрельский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел апрельский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Профессионально-общественная аккредитация Профессионально-общественная аккредитация
Нужно ли в 2024 году учиться на директорских программах и получать статус Chief Officer? Нужно ли в 2024 году учиться на директорских программах и получать статус Chief Officer?
По каким направления подготовки можно учиться на профессиональных докторских программах? По каким направления подготовки можно учиться на профессиональных докторских программах?
Пять причин поступить на директорские программы РосНОУ Пять причин поступить на директорские программы РосНОУ
Вышел мартовский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел мартовский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Фонд науки и образования в социальных сетях Фонд науки и образования в социальных сетях
Нужно ли получать в 2024 году профессиональную степень доктора? Нужно ли получать в 2024 году профессиональную степень доктора?
Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций
Карьерные перспективы выпускников директорских программ в 2024 году – сколько выпускник потенциально сможет зарабатывать? Карьерные перспективы выпускников директорских программ в 2024 году – сколько выпускник потенциально сможет зарабатывать?
Оценка инвестционных проектов в логистических системах Оценка инвестционных проектов в логистических системах

В помощь мигранту

Новости фонда

loading...

Труд занятость миграция новости

loading...
Эффективность налогового администрирования заслуживает уважения!

«Эффективность налогового администрирования заслуживает уважения!»

Статья директора Налогового института РосНОУ Сулейманова Д.Н.

В современной России санкционного периода дополнительное бремя ответственности ощущают на себе сотрудники налоговых органов.

В современной России санкционного периода дополнительное бремя ответственности ощущают на себе сотрудники налоговых органов. Так, поданным ФНС России, В I квартале 2015 года проведено 7 375 выездных налоговых проверок – как оказалось, меньше, чем в аналогичном периоде 2014 года на 19,9%, и 6,8 млн. камеральных проверок - на 1,5% меньше, чем в I квартале 2014 года. При этом показатель эффективности (доля в общем числе проверок) выездных налоговых проверок достиг почти стопроцентного уровня – 99,3%.
Необходимо отметить, что значительную роль сыграло широкое применение риск-ориентированного подхода при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок, а также использование, в том числе современных инструментов, предоставленных налоговым органам действующим законодательством, а именно:
- получение информации из внешних источников, в том числе информации от правоохранительных органов,
- использование информации, получаемой налоговыми органами Российской Федерации от налоговых структур других стран в рамках международных соглашений,
- использование сведений о трансграничных операциях,
- реализация мероприятий по контролю за применением трансфертных цен, и т.д.


Соответственно, запланированные ранее и дополнительные мероприятия ФНС России позволили сохранить эффективность выездных

налоговых проверок организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой на уровне 10,7 млн. руб.
Вместе с тем в целом за I квартал 2015 года по результатам выездных и камеральных проверок в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно начислено платежей 93,6 млрд. рублей, что на 15,7 млрд. рублей, или на 14,3% меньше, чем в I квартале 2014 года, в том числе по результатам выездных проверок – 78,0 млрд. рублей (что на 19,3% ниже уровня I квартала 2014 года – 109,3 млрд. рублей), по результатам камерального контроля – 15,6 млрд. рублей (на 23,6% больше, чем в I квартале 2014 года).
Из общей суммы доначисленных платежей по результатам налоговых проверок основные доначисления произведены по налогу на добавленную стоимость – 44,9 млрд. рублей (48%), налогу на прибыль организаций – 28,3 млрд. рублей (30%), налогу на доходы физических лиц – 9,3 млрд. рублей (10%).
Кроме того, по результатам аналитической работы налоговых органов после направления налогоплательщикам в ходе проведения камеральных проверок требований о предоставлении документов и (или) уведомлений с требованием о предоставлении пояснений, а также в процессе проведения выездных проверок и в связи с самостоятельной оценкой рисков, налогоплательщики в I квартале 2015 года представили 30,6 тысячи уточненных налоговых деклараций, увеличивающих налоговые обязательства, на общую сумму 9,9 млрд. рублей.
О положительных тенденциях в контрольной работе Федеральной налоговой службы свидетельствует и сокращение суммы уменьшений налоговых платежей, произведенных по решениям судов и в результате апелляций в вышестоящие налоговые органы. Так, за I квартал 2015 года уменьшение платежей по принятым решениям судебных и вышестоящих налоговых органов (с учетом восстановленных) сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 29,7%, с 14,3 млрд. рублей до 10,1 млрд. рублей. Основными причинами достижения такого результата стали как повышение качества проведения контрольных мероприятий, так и обращение в предпроверочной работе усиленного внимания к сбору доказательственной базы по выявляемым правонарушениям.


Вместе с тем, в улучшении показателей контрольной работы налоговых органов есть и другая сторона. Понятно, что чем лучше работают налоговые органы, тем ниже масштабы уклонения от налогов. А у нас от налоговых платежей укрывается, по разным оценкам, от 25 до 35 % от общей суммы потенциальных налоговых поступлений. При этом для разных отраслей и сфер деятельности эти оценки сильно разнятся. В связи с этим желательно бы иметь по-отраслевую «развертку» - как по результатам контрольной работы налоговых органов, так и по размерам уклонения от налогов, свойственной той или иной отрасли экономики.
И тогда, имея в виду, что улучшение контрольной работы налоговых органов однозначно увеличивает налоговую нагрузку предприятий и организаций, можно будет понять, возможно ли будет дальнейшее повышение налоговой нагрузки для какой-то конкретной отрасли, или для этой отрасли пора уже снижать ставки налогов.
Так, известно, что для предприятий в машиностроительной отрасли уже сейчас налоговая нагрузка значительно выше, чем, например, в США. Поэтому улучшение контрольной работы налоговых органов в этой отрасли, без снижения налоговых ставок примерно на 20-50%, в зависимости от приоритетов государства, резко негативно скажется на общей конкурентоспособности предприятий машиностроения. При этом нужно помнить и о том, что президент РФ В. Путин уже неоднократно заявлял о том, что необходимо обеспечить недопущение роста налоговой нагрузки для предприятий реального сектора экономики на срок, как минимум, до 2017 года.
И опять же, если сравнивать с США, то абсолютно другая ситуация в отношении налоговой нагрузки в нефтяной отрасли. В РФ, по мнению ведущего экономиста британской нефтяной компании ВР С. Дейла, «налоговый режим для нефтяников – образцовый», он помогает накапливать резервы и защищает их от волатильности мировых цен на сырье.


В то же время в США нефтяные компании «отдают (в виде налогов и платежей по кредитам – при том, что ставки кредитования для них в США не превышают 2 % - 3 % годовых!)) в четыре раза больше за каждый заработанный доллар с продажи нефти и газа» (Российская газета, 23 июня 2015 г., с. 6). В результате американские нефтяники вынуждены постоянно снижать свои производственные издержки – в отличие от российских, у которых, как заявляют аналитики, «в ближайшие 20 лет проблем с долгами не будет», и это несмотря даже на то, что удельные затраты у них, на единицу добываемого сырья, постоянно растут.


Отсюда видно, что в общей структуре российской экономики есть отрасли и более благополучные, которые могут относительно легко пережить связанное с улучшением контрольной работы налоговых органов повышение налоговой нагрузки, и есть отрасли, которые не смогут с этим справиться без соответствующего снижения ставок основных видов налогов.
Серьезно может укрепить конкурентные позиции отечественного нефтяного бизнеса также и перевод на территорию страны процессов по переработки нефти – как полагает президент Союза нефтегазопромышленников РФ Г. Шмаль, «это еще и снизит его зависимость от колебания мировых цен на сырье». Но пока для российских нефтяников заведомо более выгодным представляется экспорт сырой нефти (не в последнюю очередь – из-за возможности получать крупные «премии» из бюджета в виде компенсации «входящего» НДС).

Наши партнеры