+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования

«Достижения и перспективы совершенствования системы налогообложения в РФ»

В статье директора Налогового института РосНОУ Сулейманова Д.Н. рассматриваются вопросы совершенствования системы налогообложения в Российской Федерации.

Несмотря на сложный период развития экономики страны в связи с введением санкций налоговые органы во главе с Мишустиным М.В. много и успешно работают над повышением эффективности своей работы.
Если взять количественные данные, то в январе-марте 2015 года исполнение основных показателей федерального бюджета (по доходам) составило 3 438,1 млрд рублей, или 22,8% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом
«О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». При этом в составе доходов консолидированного бюджета Российской Федерации доля ФНС России составила 60,1% от общей суммы поступлений. Остальную часть поступлений в консолидированный бюджет РФ обеспечили ФТС России – 23,1%, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) – 0,1%, Министерство финансов России – 1,6% и другие администраторы доходов – 15,1%.

При этом следует отметить, что с начала 2015 года вступил в силу План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.
Основные мероприятия этого Плана перечислены в Распоряжении Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. Так, в частности, предусмотрено сокращение в 2015 г. большинства категорий расходов федерального бюджета на 10% (в первую очередь, за счет исключения неэффективных затрат). Будут также сокращены расходы на функционирование органов госвласти, в т. ч. за счет уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности. Разрабатываются также предложения по дальнейшей оптимизации структуры федерального бюджета в среднесрочной перспективе, в т. ч. за счет ежегодного снижения расходов как минимум на 5% в реальном выражении в течение 3 лет.


Среди других конкретных мер – докапитализация банков, подготовка предложений о создании банка (агентства) "плохих долгов" для выкупа проблемных активов банков, долгов организаций, установление получателями средств федерального бюджета авансовых платежей по отдельным договорам и т.д.
С учетом этих новых задач ФНС России продолжает работу по укреплению налогового контроля и по совершенствованию в целом всей системы налогового администрирования в стране.
Так, в частности, запущена и отрабатывается на практике система «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц». В настоящее время на сайте ФНС России можно скачать модуль программного обеспечения по заполнению декларации по НДФЛ за 2014 г. - "Декларация 2014" версии 1.0.2. Программа работает в штатном режиме; если возникают вопросы, можно обращаться на горячую линию ПО "Декларация" по почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Одновременно сообщается, что инспекция не вправе отказаться принять декларацию, представленную налогоплательщиком по установленной форме, независимо от версии ПО, с использованием которого она была заполнена.


Для пользователей сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" также доступна возможность заполнить декларацию в режиме онлайн на сайте ФНС России без скачивания программы.


Как и прежде, определены случаи, когда граждане должны самостоятельно рассчитать сумму налога и подать в налоговый орган декларацию (форма 3-НДФЛ).
Так, самостоятельно подготовить и представить декларацию обязаны граждане, получившие доходы от продажи имущества, находившегося в их собственности менее 3 лет, ценных бумаг, долей в уставном капитале; от сдачи квартир, комнат и иного имущества в аренду; от предпринимательской деятельности; в виде подарков; с которых налог не был удержан налоговым агентом; в виде выигрышей в лотерее. В отношении выигрышей, полученных в 2014 г. в букмекерских конторах и тотализаторах, с 2015 г. представлять декларацию не нужно, если налог был удержан организатором.


Кроме того, ФНС России приступило к опытной эксплуатации "Личного кабинета налогоплательщика индивидуального предпринимателя" (ЛК ИП). Для начала предусмотрено тестирование в течение 3 месяцев на базе 10 региональных управлений ФНС России и ФКУ "Налог-Сервис".
ЛК ИП предоставляет пользователям широкие возможности. В частности, через него в режиме онлайн можно получить сведения из ЕГРИП, показатели расчетов с бюджетом, информацию о налоговых обязательствах и предстоящих платежах, данные о ходе проведения камеральных проверок.
В ЛК ИП можно удаленно, без визита в налоговый орган, получать выписки из ЕГРИП, направлять документы для госрегистрации изменений в сведения об ИП, представлять заявления для постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД, уточнять невыясненные платежи, производить зачет и возврат излишне уплаченных сумм и др.
Доступ к ЛК ИП предоставляется по заявлению налогоплательщика, заверенному усиленной квалифицированной электронной подписью/Универсальной электронной картой либо по Регистрационной карте, которая выдается при обращении налогоплательщика в налоговую инспекцию. При наличии у лица "Личного кабинета налогоплательщика физического лица" доступ в ЛК ИП может быть предоставлен без дополнительной регистрации по имеющемуся логину/паролю.


В настоящее время, в целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков на сайте ФНС России создан интернет-сервис «Узнать о жалобе», позволяющий оперативно в режиме онлайн получить информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб (заявлений, обращений), поступивших в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации и ФНС России.
Федеральной налоговой службой на сайте ФНС России также создан интернет-сервис «Решения по жалобам», который предоставляет возможность просмотра в свободном доступе наиболее значимых решений, вынесенных налоговыми органами по результатам рассмотрения ФНС России и управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации жалоб (обращений) налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.
В указанном интернет-сервисе наряду с решениями, вынесенными налоговыми органами по результатам рассмотрения налоговых споров, размещаются решения, вынесенные по результатам рассмотрения споров, связанных с государственной регистрацией налогоплательщиков. Всего за I квартал 2015 года зарегистрировано 38,4 тысячи обращений к сервису (в 3,6 раза больше, чем в I квартале 2014 года), что говорит о его востребованности со стороны налогоплательщиков.

Другим важным нововведением является передача ФНС России функций по предоставлению отсрочки, рассрочки по уплате федеральных налогов и сборов в части, зачисляемой в бюджет страны, на срок от 1 до 3 лет. Ранее решения о предоставлении такой отсрочки (рассрочки) принимало Правительство РФ. Также отменен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по решению министра финансов РФ.
Вышел также Приказ Федеральной налоговой службы от 16 февраля 2015 г. № ММВ-7-2/70@ "Об утверждении Порядка рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Этим приказом регулируются вопросы рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов и неисполнение обязанностей налогового агента).
Согласно действующей редакции УПК РФ вышестоящий налоговый орган по отношению к тому, в котором состоит на учете плательщик, при поступлении от следователя копии сообщения о преступлениях с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки обязан рассмотреть материалы не позднее 15 суток с момента их получения.
С помощью нижестоящих инспекций проверяются факт постановки лица на учет, информация о текущих или проводившихся проверках и их результатах. По итогам готовится заключение, которое направляется следователю.
Следует отметить и Приказ Федеральной налоговой службы от 12 января 2015 г. № ММВ-7-11/2@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2007 года
№ ММ-3-09/536 @"
Согласно которому, с 1 января 2015 г. органы ЗАГСа и органы опеки и попечительства обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства, установления и прекращения опеки и попечительства. При этом данные подаются в течение 10 дней после дня регистрации соответствующих актов гражданского состояния.
Вместе с тем, следует отметить, что хотя данная мера и облегчает существенно реализацию контрольных функций налоговыми органами, но она – наряду и с другими мерами по улучшению информационного взаимодействия налоговых органов с другими органами государственной власти – все же имеет скорее паллиативный характер.
Так, если провести сравнения с практикой развитых стран, то в них эти вопросы решаются, во-первых, за счет перехода к полной открытости баз данных, поддерживаемых госорганами, для любых граждан и организаций (включая, естественно, и работников налоговых органов), и, во-вторых, за счет предоставления налоговым органам права прямого доступа в соответствующие базы и банки данных (включая и поддерживаемые общественными организациями).
Очевидно, что и у нас следует руководствоваться этой же тенденцией. И кое-что в этом отношении уже делается. Так, у нас признана открытость реестров объектов недвижимости, регистрационного учета юридических лиц, баз данных кредитных историй и т.д.
Вместе с тем, можно выделить и еще целый ряд ключевых направлений совершенствования работы налоговых органов.
Во-первых, налоговым органам следует вернуть функцию сбора налогов – как это и есть сейчас во всех развитых странах мира. Налоговые органы должны собирать налоговые платежи на свои счета, производить затем «дорасчеты» с налогоплательщиками (что абсолютно необходимо, поскольку значительная часть налоговых платежей вносится в авансовом порядке и часть полученных средств затем, после обработки окончательной налоговой отчетности, должна возвращаться налогоплательщикам) и производить затем распределение собранных налоговых доходов по их конечным получателям – бюджетам и фондам.

Такая мера значительно повысит эффективность налоговой работы в стране в целом и даст возможность существенно сократить затраты государства в этой сфере. ФНС России тогда сможет оптимизировать работу с налогоплательщиками по всем видам обязательных платежей (налоги, социальные сборы, различного рода квазиналоговые платежи и т.д.) и получит возможности использовать методы перекрестного контроля.
Кроме того, тогда легко может быть решена проблема с НДФЛ – когда люди живут в одном регионе, а работают в другом регионе – просто за счет перераспределения собранных поступлений этого налога между соответствующими регионами.
Во-вторых, на этой основе ФНС России можно будет передать ведение статистической отчетности по всем видам налогов и обязательных платежей в стране. Опять же, если сравнить с другими странами, то в них статистика налоговых органов является наиболее достоверной из всех разделов государственной статистики – поскольку она основана на отчетности, за которую ее составители несут полную личную ответственность, и поскольку она основана на учете движения реальных денег. Это коренным образом отличается от источников иной статистической информации, которые часто дополняются оценками, данными «наблюдений», и т.д., имеющими чисто субъективный характер.
В-третьих, необходимо вернуть налоговым органам право расследования и преследования налоговых преступлений. Такой порядок принят во всех развитых странах. У нас же пока в этой сфере проведена черта – между правоохранительными органами, которые наделены правом расследования налоговых преступлений, но не имеют доступа к базам данных налоговых органов (а по другому и быть не может, поскольку исключительные функции по сбору и хранению информации о налогоплательщиках допустимы только для органов, занимающихся сбором налогов), и налоговыми органами, которые всей необходимой информацией обладают (или могут ее получить), но не наделены правом расследовать конкретные нарушения налогового законодательства.
В-четвертых, следует объединить базы данных по НДФЛ и по социальным сборам, с перспективой перехода к единому ПИН по налоговому и социальному учету (как это давно действует в США). Выгода здесь получается сразу двойная: и лучший контроль за сбором социальных взносов (если у гражданина есть значительные налогооблагаемые доходы, то почему он не платит социальные взносы), и мониторинг правильного использования социальной помощи государства (сейчас по данным Минфина РФ, около 50 % сумм социальной помощи поступает лицам, в ней не нуждающимся).
В-пятых, необходимо объединение баз данных налоговых и таможенных органов. Действительно, зачем одни и те же предприятия учитывать дважды? А при новом порядке одновременно и разрешится проблема контроля за налогоплательщиками, предоставляющими разные (искаженные) данные отчетности в налоговые органы и таможенной службе. Это также касается и НДС, который сейчас контролируется параллельно и ФНС России, и ФТС России. Характерно, что как показывают расчеты независимых экспертов и по НДС, и по таможенным сборам государство
«выбирает» не более 70 % реального налогового потенциала.
Таким образом, в сфере налогообложения много уже делается, но и еще больше предстоит сделать. А от успеха всех этих действий ФНС в решающей степени зависит надежность обеспечения финансовой деятельности государства, что особенно актуально для нынешней ситуации в Российской Федерации.

 

Список источников
1. Распоряжении Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.

2. Приказ Федеральной налоговой службы от 16 февраля 2015 г.
№ ММВ-7-2/70@ "Об утверждении Порядка рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198
- 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".
3. Приказ Федеральной налоговой службы от 12 января 2015 г. № ММВ- 7-11/2@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2007 года № ММ-3-09/536 @"
4. URL: http://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
5. URL: http://government.ru/ – сайт Правительства России.
6. URL: http://rosnou.ru/ – сайт Российского нового университета.

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж