+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования
Налог на доходы полезных ископаемых (НДПИ)

Налог на доходы полезных ископаемых (НДПИ)

Сулейманов М.Д. Руководитель Центра фундаментальных и прикладных исследований Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ,
преподаватель Налогового института РосНОУ, аттестованный консультант по налогам и сборам
кандидат экономических наук

 

 

Одной из проблем нефтедобывающей отрасли, как отмечают большинство экспертов, является недостаточное развитие малого и среднего бизнеса, сырьевая база которых в пределах 60 процентов состоит из мелких месторождений с запасами около 5 млн тонн, расположенных в труднодоступных районах, при этом ресурсы трудноизвлекаемые или уже истощенные.
Соответственно необходимы источники сохранения темпов поступления НДПИ в бюджет, одним из них является осуществление действенного налогового контроля за правильностью исполнения налогоплательщиками обязанностей по исчислению в соответствии с законодательством и своевременному внесению в бюджет причитающихся к уплате сумм налога.
Одной из проблем налогового контроля в Российской Федерации за правильностью расчетов с бюджетом по НДПИ является несовпадение финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения нефти. Уменьшение размера НДПИ налогоплательщиками незаконными способами затрагивает имущественный интерес государства, в виде недопоступления налоговых платежей.
Следовательно, законодательство РФ о налогах и сборах постоянно корректируется путем внесения изменений в главу 26 НК РФ, а также в части совершенствования налоговых процедур, в том числе с учетом правоприменительной и судебной практики.

 

Необходимо отметить, что только в 2013 году были приняты такие Федеральные законы как:
- ФЗ от 23.07.2013 N 213-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 25 и 26 НК РФ и статью 3.1. Закона РФ «О таможенном тарифе» (далее – ФЗ N 213-ФЗ);
- ФЗ от 30.09.2013 N 268-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ».
Новизной, можно сказать, является то, что определение пользователем недр количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче должно осуществляться в соответствии с порядком учета нефти, утверждаемым Правительством РФ (п. 10 ФЗ N 213-ФЗ).
Следует сказать, что расчет налога на добычу полезных ископаемых сложен, также как и осуществление контроля за достоверностью данных, заявляемых налогоплательщиком в налоговой декларации. В связи с этим законодательно предоставлено право налоговым органам истребовать любые документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налога на добычу нефти.


Для осуществления контрольных мероприятий органами ФНС России по достоверности заявленных налогоплательщиком НДПИ сумм налога, необходима совершенно новая схема мероприятий налогового контроля, которые могут осуществлять налоговые органы в рамках предоставленных НК РФ полномочий, которые представлены в книге авторов Сулейманова Д.Н. и Федорова А.В. «Основные направления совершенствования налогового администрирования в сфере нефтедобычи».
Неоднозначные мнения также высказываются и о переходе от НДПИ к налогообложению финансового результата (НФР) в нефтяной отрасли. Так,Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, выразил поддержку предложения Минэнерго, но в то же время говорит, что некоторые возражения тоже можно считать вполне аргументированными и по некоторым их них закон требует доработки.


Данный закон предполагает замену в 2016 году НДПИ налогом на финансовый результат на 12 месторождениях, что, по мнению Минэнерго позволит предотвратить снижение добычи нефти. Апробацию нового налога предполагается произвести в течение трех-пяти лет и после этого принять решение о целесообразности распространения налога на всю отрасль.
Резкий переход нефтяной отрасли РФ от НДПИ к налогообложению финансового результата может привести к необходимости дополнительных инвестиций в разработку месторождений, однако эффективность этих вложений пока что вызывает сомнения. В свою очередь, Минфин России предлагает иную концепцию, в частности настаивает на четких критериях для автоматического отбора месторождений, выводящихся из-под НДПИ.

 

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 23.07.2013 N 213-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 25 и 26 НК РФ и статью 3.1. Закона РФ «О таможенном тарифе».
2. Федеральный закон от 30.09.2013 N 268-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер налогового и таможенно- тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ».
3. Сулейманов Д.Н., Федоров А.В. Основные направления совершенствования налогового администрирования в сфере нефтедобычи. – М.:МНИ, 2015. – 120 с.

4. URL: http://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
5. URL: http://www. http://rosnou.ru// – сайт Российского нового университета.
6. URL: http://www.re.hse.ru/ – сайт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ Высшей школы экономики.

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж