+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru

Фонд науки и образования

Информационные технологии в работе налоговых органов страны

Информационные технологии в работе налоговых органов страны

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы реформирования и модернизации современной российской налоговой системы в направлении дистанционного обслуживания.


Отличительной чертой модернизации современной российской налоговой системы является формирование позитивного образа и повышения престижа ФНС России в глазах общественности и массовой аудитории налогоплательщиков – физических лиц, представителей бизнеса. В настоящее время ФНС России это современный высокотехнологичный, эффективный, инновационный и высокоинтеллектуальный федеральный орган государственной власти, ориентированный на оказание услуг человеку (помощник и консультант в уплате налогов); выполняющий одну из важных функций – обеспечение социальной политики государства; формирующий в гражданском обществе идеологию нетерпимости к правонарушениям в налоговой сфере.


В процессе реформирования и модернизации современной российской налоговой системы процессы предоставления государственных услуг налогоплательщикам происходили в направлении расширения дистанционного обслуживания, развития, упрощения и стандартизации сервисов и процедур, а также улучшения и минимизации личных обращений налогоплательщиков, в том числе за счет:
1) развития электронных сервисов (примеры инструментов: расширение функциональности «личного кабинета налогоплательщика», улучшение навигации на сайте с использованием форматов «жизненных сценариев», расширение on-line сервисов и т.д.);
2) развития телефонных сервисов (примеры инструментов: создание Единого справочника типовых вопросов и ответов, применение средств автодозвона, внедрение «Стандарта телефонного обслуживания»);
3) улучшения почтовых сервисов (примеры инструмента: размещение инфоматов и информационных материалов в почтовых отделениях).


Кроме того, сервисное обслуживание позволило решить ряд проблем, таких как упрощение налоговых процедур по сдаче налоговых деклараций и отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; использование простых клиентоориентированных форм инструкций и деклараций; максимальное освобождение налогоплательщиков – физических лиц от расчета имущественных и транспортного налогов с отправкой им для оплаты налоговых уведомлений и квитанций.
Результатом является повышение конкурентоспособности российской экономики и создание в России образцового органа исполнительности власти, гармонично сочетающего государственную эффективность (уровень сбора налогов), социальное партнерство (клиентоориентированность) и передовой уровень технологических решений (архитектурно-технологическую платформу).


Пᴩедоставление инфоᴩмационных услуг по каналам связи и чеᴩез Интеᴩнет, осуществляемого в двух ᴩежимах: «on-line» и «off-line», стᴩоится по общим пᴩинципам, единым для всех налоговых оᴩганов на теᴩᴩитоᴩии Российской Федеᴩации.

С 1 октябᴩя 2012 года на сайте ФНС начал действовать интеᴩактивный сеᴩвис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Немного позже – с 27 февᴩаля 2013 года на официальном сайте ФНС начал действовать «Личный кабинет налогоплательщика - юᴩидического лица».
Личный кабинет налогоплательщиков физических лиц позволяет получать актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, наличии переплат и задолженностей по налогам; контролировать состояние расчѐтов с бюджетом; получать налоговые уведомления; оформлять квитанции на уплату налоговых платежей; оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи; скачивать программы для заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц; заполнять декларацию по форме 3-НДФЛ и отслеживать статус еѐ проверки налоговым органом; оформлять заявления на возврат излишне уплаченного налога и просматривать информацию о принятых налоговым органом решениях о возвратах.


Процедура подключения к личному кабинету очень простая: гражданин может обратиться в любую налоговую инспекцию ФНС России (независимо от места жительства и постановки на учѐт) для получения регистрационной карты с реквизитами доступа (логином и первичным паролем), необходимо только при себе иметь: документ, удостоверяющий личность, оригинал или копию свидетельства о присвоении ИНН.


С 1 июля т.г. налогоплательщики – физические лица могут бесплатно получить усиленную неквалифицированную электронную подпись для направления через «личный кабинет» декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ с приложениями, заявлений на зачет/возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа и других документов.


В настоящее время число пользователей сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» составляет почти 15 млн человек.

Расширение возможности авторизации позволит значительно увеличить аудиторию «личного кабинета».
Улучшение качества пᴩедоставления услуг повышает степень довеᴩия налогоплательщиков к налоговой службе, что укᴩепляет налоговую дисциплину, а, следовательно, способствует ᴩосту уᴩовня собиᴩаемости налогов, сбоᴩов и дᴩугих обязательных платежей в бюджетную систему.

 

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (КРФ) 2015.
2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2015.
3. URL: http://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
4. URL: http://www.hse.ru/ – сайт НИУ Высшей школы экономики.

Наши партнеры