+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования
Эффективность методов разрешения налоговых споров

«Эффективность методов разрешения налоговых споров»

В статье директора Налогового института РосНОУ Сулейманова Д.Н. анализируется судебная работа налоговых органов.

 

 

 Как информирует ФНС России, общее количество дел, рассмотренных за I квартал 2015 года в арбитражных судах и судах общей юрисдикции Российской Федерации, одной из сторон (истцом или ответчиком) по которым выступали налоговые органы, составило 22,3 тыс. дел на сумму 62,3 млрд рублей.
При этом общая сумма требований, удовлетворенных судами в пользу бюджета по искам всех налогоплательщиков, составила 50,1 млрд руб., или 80,4% (за I квартал 2014 года - 78,1 %). Из общей суммы рассмотренных требований в I квартале 2015 года удовлетворено в пользу бюджета 47,1 млрд рублей, что на 9,6% больше, чем в 1 квартале 2014 года – 42,9 млрд рублей.
Повысилась также и эффективность участия налоговых органов в судах, что подтверждается увеличением процента суммы рассмотренных требований в пользу бюджета с 76,4% до 79,7%, в том числе по юридическим лицам с 76,7% до 79,6%, по индивидуальным предпринимателям – с 64,6% до 81,1%.

В Отчете ФНС России подчеркивается далее, что положительные результаты судебной работы за I квартал 2015 года связаны с более эффективной совместной работой контрольного блока и юридических (правовых) отделов, а также методологических подразделений на стадии проведения проверок и в ходе судебного разбирательства, а также при досудебном рассмотрении налоговых споров с учетом сложившейся судебной практики.


Однако при дальнейшем рассмотрении выясняется, что не везде и не во всем все так хорошо.


Так, если в ряде регионов – «где работа проводится качественно и в полном объеме» – удельный вес сумм требований по делам с юридическими лицами, рассмотренным судами в пользу бюджета, значительно превышает средний по России (к примеру: по Ленинградской области - 97,3%, Владимирской области – 93,6%, Омской области – 92,4%, Красноярскому краю – 92,0%, Свердловской области – 87,7%.), то по УФНС России по Камчатскому краю это показатель упал до 42%., а по Управлению ФНС России по Республике Бурятия – даже до 22%.
Сообщается также, что в отдельных Управлениях отсутствие должного взаимодействия между структурными подразделениями является причиной отмены судами и вышестоящими налоговыми органами значительных сумм доначислений. Так, в управлениях ФНС России по Курской области отменяется 71,6% доначисленных сумм, Ивановской области – 63,8%, Челябинской области – 48,6%, Томской области - 40%. А в Липецкой области отменены судами и вышестоящими налоговыми органами доначисления на сумму свыше 800 млн руб., что превышает общий объем доначислений по контрольной работе за I квартал 2015 года.


При этом следует отметить значительные достижения, которые характеризуют работу налоговых органов по линии совершенствования налогового администрирования.

Так, в Отчете ФНС России сообщается о том, что уже создан интернет- сервис «Узнать о жалобе», позволяющий оперативно в режиме онлайн получить информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб (заявлений, обращений), поступивших в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации и ФНС России, что является хорошим достижением нынешнего руководства Федеральной налоговой службы России. При этом только за I квартал 2015 года на указанном интернет-сервисе зарегистрировано более 766,5 тысячи обращений, что больше аналогичного периода 2014 года в 7 раз.
Кроме того, Федеральной налоговой службой на сайте ФНС России создан интернет-сервис «Решения по жалобам», который предоставляет возможность просмотра в свободном доступе наиболее значимых решений, вынесенных налоговыми органами по результатам рассмотрения ФНС России и управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации жалоб (обращений) налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.


В указанном интернет-сервисе наряду с решениями, вынесенными налоговыми органами по результатам рассмотрения налоговых споров, размещаются решения, вынесенные по результатам рассмотрения споров, связанных с государственной регистрацией налогоплательщиков. И уже в I квартале 2015 года было зарегистрировано 38,4 тысячи обращений к сервису (в 3,6 раза больше, чем в I квартале 2014 года), что говорит о его востребованности со стороны налогоплательщиков.


Вместе с тем, практические результаты показывают, что не все налогоплательщики полностью удовлетворены общей постановкой работы в этой сфере. Так, в I квартале 2015 года в налоговые органы поступило 10,0 тысяч жалоб налогоплательщиков, что на 6,1% меньше, чем в аналогичном периоде 2014 года (10,7 тысячи жалоб).

 2016 01 21 07 20 42

При этом только 34,4% жалоб по результатам их рассмотрения за I квартал 2015 года были удовлетворены, что на 0,9 процентного пункта меньше, чем в I квартале 2014 года (35,3%).

Количество удовлетворенных жалоб, %

2016 01 21 07 22 19

А процент сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков по отношению к оспариваемым налогоплательщиками суммам по жалобам за I квартал 2015 года составил 7,3 % - что существенно ниже, чем это было зафиксировано в I квартале 2014 года (11,7 %).
При этом необходимо отметить, что, несмотря на все трудности, особой эффективностью отличается работа именно специализированных подразделений налоговой службы. Так, демонстрируют высокие результаты правовой работы Межрегиональная инспекция ФНС России №2 по крупнейшим налогоплательщикам (соотношение по сумме требований, рассмотренных в пользу налогового органа – 96 %) и Межрегиональная инспекция ФНС России №8 по крупнейшим налогоплательщикам (соотношение по сумме требований, рассмотренных в пользу налогового органа – 99,2%).


Возможно, эту практику работы следует распространить и на сферу налогового контроля в отношении физических лиц. К примеру, во Франции очень успешно работает Управление по контролю за крупнейшими налогоплательщиками – физическими лицами. Работники этого управления, расположенного в Париже, интенсивно отслеживают любую информацию о расходах и инвестициях особо состоятельных граждан – и затем сверяют эти данные с тем, что эти граждане сообщают о себе в своих налоговых декларациях.


У нас предметом такого контроля могли бы стать особо состоятельные собственники (каковых по статистике, собираемой журналом «Форбс», у нас насчитывается не более нескольких тысяч), а также особо успешные граждане, зарегистрировавшиеся как индивидуальные предприниматели.

Список источников
1. URL: http://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
2. URL: http://government.ru/ – сайт Правительства России.
3. URL: (http://www.forbesrussia.ru/)– сайт журнала Forbes Russia.
4. URL: http://rosnou.ru/ – сайт Российского нового университета.

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж