+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования

Программно-целевая Модель адаптации и интеграции вынужденных мигрантов

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме адаптации и интеграции вынужденных мигрантов. Автором предложена программно-целевая Модель адаптации и интеграции вынужденных мигрантов в местное сообщество.

 

 

Вопросы адаптации и интеграции вынужденных мигрантов в местное сообщество и проблемы, связанные с их пребыванием в России, находятся под пристальным вниманием не только государственных органов всех уровней, но и многих институтов гражданского общества.
В настоящий момент проводимые исследования по проблемам вынужденной миграции носят описательный характер и не всегда выявляют «болевые» точки современного сообщества.
На наш взгляд, решением многих проблем адаптации и интеграции вынужденных мигрантов (в том числе с Украины), во многом, занимаются общественные организации и добровольцы по оказанию срочной помощи.

Как мы знаем, геополитическое положение РФ предопределяет динамичность и интенсивность миграционных потоков на ее территории. С учетом данного фактора роль государства в регулировании миграционных процессов постоянно возрастает. При этом особое внимание должно уделяться вопросам вынужденной миграции, относящимся к гуманитарной сфере и требующим принятие своевременных и эффективных мер реагирования, соответствующих международным стандартам и обеспечивающих оптимальный уровень зашиты прав и законных интересов вынужденных мигрантов.
Как показывает опыт решения проблем беженцев с Украины, количество которых составляет порядка 1-го млн чел., имеют место недовольство и неприятие российскими гражданами (местным населением), а в отдельных случаях конфликтные ситуации, и причиной тому, как называют многие специалисты, которые занимаются этой проблематикой, «иждивенческий» характер некоторых вынужденных мигрантов.


В настоящее время назрела острая потребность сдвига в исследованиях
от описания экономических и демографических характеристик мигрантов к всестороннему исследованию форм и путей их социальной интеграции с местным населением и возможных последствий этого процесса для принимающего общества.


Комплексное исследование процессов адаптации и интеграции вынужденных мигрантов на территории России выявило ряд проблем, решение которых требует незамедлительных действий по разработке более эффективной государственной политики в этой области, а, по мнению специалистов и общественных деятелей – может быть даже принятие специального закона.
Если говорить об использовании в РФ зарубежного опыта, где речь идет о заимствовании опыта развитых стран, то к этому вопросу необходимо относиться очень осторожно. Тот негатив, которым сейчас фатально страдают социальные системы практически всех экономически развитых стран, ни в коем случае не дожжен бездумно воспроизводиться в постоянно обновляемых нормах иммиграционного законодательства России.


Анализ опыта развитых стран по регулированию иммиграции показывает, что так называемые «точечные» меры никак не решают – назревшие проблемы. Поэтому для России на наш взгляд необходимо разработать свою целевую Программу регулирования иммиграции.

Хочу представить проект программно-целевой Модели.

Здесь выделены отдельные блоки административно-контрольной работы.

Это учетно-регистрационный, социальный, налоговый, медицинский и образовательный. Коротко остановимся на основных направлениях:
1. Главная установка программно-целевой Модели.
Предлагается ввести дифференциацию иммигрантов по трем категориям: а) собственники капитала,
б) работники необходимых для России специальностей (с опытом работы),
в) прочие лица.

В отношении лиц последней категории власти должны требовать и добиваться особых гарантий, исключающих их «сползание» в серый или нелегальный сектор экономики.

2. Особые условия и ограничения. Для исключения негативных явлений по причине приема иммигрантов следует установить следующие условия и ограничения:
- добиться полного запрета на допуск в страну членов организованных преступных групп (ОПГ) – по модели США;
- ввести запрет на ввоз в страну и на любые инвестиции в бизнес средств, не имеющих контролируемого легального происхождения (здесь можно использовать модели США, Англии, Швейцарии и др. стран);

- ввести в практическое применение действующие нормы налогообложения в отношении доходов, переводимых за рубеж путем удержания через банки - налоговых агентов.
3. Общие правила получения легального статуса пребывания на территории РФ. Предлагаются следующие общие правила:
а) обязательная немедленная постановка на социальный и налоговый учет (по модели США – с применением единого регистрационного номера (ЕРН),
б) обязательность декларирования доходов и уплаты с них налогов,
в) запрет на работу по найму, открытие счета в банках, получения водительских прав и т.д. без предъявления ЕРН;
г) обязательность совпадения адреса регистрации с фактическим местом жительства в РФ, с регулярной регистрацией факта проживания;
4. Правила допуска беженцев. Строго ограничить сроки рассмотрения вопроса о предоставлении статуса беженца:
В отношении детей беженцев – установить обязательное обучение в школе и участие в адаптационных программах (до получения статуса беженца).
5. Реформа системы образования. Основная проблема современности состоит в том, что некоторые родители, в том числе беженцы, находящиеся на социальном иждивении государства, своим вынужденным примером воспитывают таких же иждивенцев из своих детей. В этом вина, в основном, образовательной системы страны.
Пример: Дети учатся 11 лет в школе, еще 4-5 лет – в вузе, 2,5 года в магистратуре, возможно, 2-3 года в колледже и после всех этих, примерно 20 лет обучения, оказываются малоспособными к самостоятельной работе, становятся отученными от проявления всякого рода инициативы и иногда приобретают ненужную в реальной жизни специальность.

В отношении детей мигрантов, особенно второго и третьего поколений проблема стоит ещѐ острее не только в нашей стране, но и во всем мире.


 

Список источников

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
2. URL: http://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
3. URL: http://government.ru/ – сайт Правительства России.
4. URL: http://rosnou.ru/ - сайт Российского нового университета.

 

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж