+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования
Налоговое администрирование и налоговый контроль

Налоговое администрирование и налоговый контроль

Сулейманов М.Д. Мехова Т.Н. Погребная Я.А. В статье рассматриваются наиболее актуальные изменения в налоговом законодательстве согласно основным направлениям налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Правительство Российской Федерации еще в прошлом году утвердило Основные направления налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Ведущие специалисты и преподаватели Налогового колледжа отмечают, что этот документ очень важен для бизнеса, так как он позволяет понять не только действующие, но также планируемые Правительством РФ инструменты для регулирования налогообложения.


Согласно Основным направлениям Правительство РФ исполняет свой мораторий на увеличение налоговой нагрузки на бизнес в ближайшие три года.
Документ состоит из трех частей. В первой из них, речь идет о налоговой нагрузке в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. Этот показатель авторы документа сравнивают с аналогичными показателями зарубежных стран. Второй раздел посвящен антикризисным мерам, третий - перспективам налогообложения.


В Основных направлениях содержится раздел, который обобщает уже принятые и вступившие в силу поправки в налоговом администрировании. Чиновники пришли к выводу, что преобладающее число регионов недополучают налог на прибыль в связи с введением института консолидированной группы налогоплательщиков. Как мы знаем, согласно действующему законодательству, 18% из 20% налога на прибыль организаций поступают в бюджеты субъектов РФ. В связи с этим в 2015 году было решено приостановить создание новых консолидированных групп налогоплательщиков, и скорее всего, по заявлению Дмитрия Медведева, этот мораторий необходимо будет продлить на ближайшие 3 года.


Некоторые важные изменения в 2015 году произошли и в нефтяном секторе. Так, была увеличена ставка налога на добычу полезных ископаемых, в то же время снижены экспортные пошлины. От налогообложения освободили движимое имущество организаций, приобретенное после 2014 года. Данную льготу Правительство РФ решило сохранить и в следующих налоговых периодах. Однако, по мнению, преподавателя налоговых дисциплин Налогового колледжа Ольги Савиной, регионы уже недовольны данной льготой и требуют отменить ее, так как данный налог поступает в региональные бюджеты, а за счет этой льготы значительно сокращаются объемы этих бюджетов.


С 1 января 2016 года вступил в силу закон, предусматривающий возможность увеличения затрат для производственных предприятий, путем увеличения первоначальной стоимости амортизируемого имущества до 100 тысяч рублей.


В целях развития малого предпринимательства, как и раньше, сохранены стимулирующие специальные режимы (упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный налог, патентная система для индивидуальных предпринимателей). Субъектам РФ предоставлено право устанавливать дополнительные льготы для налогоплательщиков, применяющих специальные режимы.


Для поддержки экспорта упрощена процедура подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте. Введены дополнительные меры для снижения издержек налогоплательщиков, связанных с контролем за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам.
В 2015 году был внедрен интересный институт, который давал возможность налогоплательщикам получить мотивированное мнение ФНС России о планируемой или уже свершившейся сделке. Для этого необходимо было подать соответствующее заявление в территориальный налоговый орган. Для тех, кто воспользовался данной услугой, с 1 февраля 2016 года ФНС России начнет проводить мониторинг и осуществлять предварительный контроль. Информация по количеству поданных заявлений пока отсутствует. По словам чиновников, институт внедрен с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов.


Некоторые изменения коснулись перечня информации, не относящейся к налоговой тайне. Как и прежде, конфиденциальными остались все сведения из регистров налогового и бухгалтерского учета. Но с 2016 года данные о численности персонала, суммах уплаченных налогов и средней заработной плате могут быть доступны по запросам различных ведомств.


В Правительстве РФ считают, что назрела необходимость на законодательном уровне закрепить механизмы противодействия созданию фирм - однодневок и использования схем с участием оффшорных компаний. Для этих целей был принят Федеральный закон № 376 «О контролируемых иностранных компаниях». Документ касается всех российских организаций, имеющих контролирующие структуры за рубежом. В соответствии с законом все юридические лица будут обязаны декларировать прибыль, полученную за пределами России, начиная со второй половины 2016 года.


Целый раздел в Основных направлениях посвящен налоговым льготам и стимулирующим механизмам. Чиновники считают, что льготы должны быть эффективны не только для налогоплательщиков, но и для государства. По их мнению, в ближайшее время необходимо передать полномочия по утверждению налоговых льгот для бизнеса от федерального уровня на региональный.


В первую часть НК РФ внесены изменения, согласно которым ставка рефинансирования заменена на ключевую в нормах Налогового кодекса РФ. К концу 2015 года ставка рефинансирования составляла 8,25% годовых, а ключевая ставка — 11%. Согласно изменениям с 1 января 2016 года самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается, а приравнивается к ключевой ставке.
Однако, увеличение ставки имеет и свои плюсы для бизнеса. В частности, проценты, которые налоговые органы должны заплатить налогоплательщику за неправомерную блокировку счета и за несвоевременный возврат налога также будут выплачиваться в большем размере. Увеличится и сумма доходов по банковским вкладам, освобожденная от НДФЛ.


И наконец, принят закон, позволяющий наполовину снизить размер штрафа при наличии смягчающих обязательств: формулировка "не меньше" теперь заменена на "не больше".


Список использованных источников:
1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ), 2015
2. http://www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
3. http://nalog.ru – официальный сайт Федеральной налоговой службы
4. http://налоговый-колледж.рф – официальный сайт Налогового колледжа

 

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж