+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования

Много или мало налогов и сборов в России?

Т.Н. Мехова А.С. Саяпина В статье рассматриваются вопросы, связанные с введением в 2017 году нового курортного сбора.



В 2016 г. система налогов и сборов пополнилась торговым сбором, в 2017 г. планируется ввести курортный сбор.

Так, по итогам заседания президиума Госсовета, состоявшегося 26 августа 2016 г., Президентом РФ В.В. Путиным дано поручение Правительству РФ в срок до 01.03.2017 внести в законодательство РФ изменения, предусматривающие введение курортного сбора, который целенаправленно будет использован на развитие санаторно-курортного комплекса РФ.

Какой будет размер сбора и с кого взиматься, свою точку зрения высказывают многие: от законодателей и ответственных министерств до простых граждан.

Этот сбор имеет свою историю: в середине 90-х годов введенный в городах Москве и Сочи он был отменен в связи с негативным отношением туристов; в 2011 г. инициативу региональных и местных властей (Ставропольского края и г. Анапы) отклонил Минфин России в виду высоких затрат на налоговое администрирование.

Сейчас за введение курортного сбора выступает Ростуризм, ссылаясь на мировую практику. Для справки: этот сбор взимается в Испании (в 2015 г. посетило 502 тыс. россиян), Германии (443 тыс.россиян), Италии (394 тыс.россиян), Болгарии (340 тыс. россиян), Франции (340 тыс.россиян), Таиланде (313 тыс.россиян).

Плательщиками курортного сбора могут быть либо граждане, купившие путевки или курсовки в санаторно-курортные, оздоровительные организации и организации отдыха, организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, либо - перечисленные организации.

Согласно статье 41 Конституции РФ граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Налоговым законодательством предусмотрены налоговые льготы по услугам санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха. Предоставляя налоговые льготы, государство способствует обеспечению доступности для населения данных видов услуг, являющихся одним из необходимых условий реализации конституционного права на охрану здоровья.

Конечно, введение курортного сбора неизбежно повлечет за собой рост цен на путевки (курсовки) этих организаций, что существенно снизит уровень доступности данных услуг, в особенности для социально незащищенных слоев населения. Нельзя не учитывать также и тот факт, что рост стоимости путевок указанных организаций повлек бы за собой рост спроса на услуги частных лиц, предоставляющих принадлежащие им помещения для размещения отдыхающих. Поскольку, как показывает практика, деятельность данных лиц в подавляющей части относится к теневому сектору экономики и получаемые ими доходы весьма сложно поддаются контролю, подобное перераспределение контингента отдыхающих между организованным и неорганизованным секторами курортного бизнеса привело бы к общему снижению налоговых поступлений от данной сферы деятельности.

Будет ли оправдана фискальная функция налоговых сборов по стимулированию развития санаторно-курортного комплекса России покажет время.

Хочется надеяться, что экономически это оправдано, а социально-незащищенные граждане (пенсионеры, дети, инвалиды, многодетные семьи, матери и отцы-одиночки и т.д.) – не забыты; стимул для отдыха в России появится у тех, кто из-за невысокого уровня доходов едет за границу на курорты типа «все включено», даже при том, что вокруг идут военные действия и существует угроза терактов, переворотов, эпидемий и других форс-мажорных явлений.


Список источников

1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ), 2015.
2. http://www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.
3. http://nalog.ru – официальный сайт Федеральной налоговой службы.
4. http://фонд-науки.рф – сайт НО «Фонд науки и образования».

 

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж