+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru


Переосмысление походов к высшему образованию
Вышел июньский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Приглашаем студентов и выпускников Налогового колледжа
Какую роль играют рейтинги университетов в современном высшем образовании?
Аккредитация программ Школы делового консалтинга «АзБиз»
Вышел апрельский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Профессионально-общественная аккредитация
Нужно ли в 2024 году учиться на директорских программах и получать статус Chief Officer?
По каким направлениям подготовки можно учиться на профессиональных докторских программах?
Пять причин поступить на директорские программы РосНОУ
Вышел мартовский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Previous Next Play Pause
Переосмысление походов к высшему образованию Переосмысление походов к высшему образованию
Вышел июньский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел июньский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Приглашаем студентов и выпускников Налогового колледжа Приглашаем студентов и выпускников Налогового колледжа
Какую роль играют рейтинги университетов в современном высшем образовании? Какую роль играют рейтинги университетов в современном высшем образовании?
Аккредитация программ Школы делового консалтинга «АзБиз» Аккредитация программ Школы делового консалтинга «АзБиз»
Вышел апрельский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел апрельский номер журнала «Налоговая политика и практика»
Профессионально-общественная аккредитация Профессионально-общественная аккредитация
Нужно ли в 2024 году учиться на директорских программах и получать статус Chief Officer? Нужно ли в 2024 году учиться на директорских программах и получать статус Chief Officer?
По каким направлениям подготовки можно учиться на профессиональных докторских программах? По каким направлениям подготовки можно учиться на профессиональных докторских программах?
Пять причин поступить на директорские программы РосНОУ Пять причин поступить на директорские программы РосНОУ
Вышел мартовский номер журнала «Налоговая политика и практика» Вышел мартовский номер журнала «Налоговая политика и практика»

В помощь мигранту

Новости фонда

loading...

Труд занятость миграция новости

loading...

Контролируемые сделки. Налоговые резервы государства.

Д.Н. Сулейманов Т.Н. Мехова В статье рассмотрены оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы России. Отдельно рассмотрены основные направления деятельности налоговых органов.



В соответствии с ФЗ от 18.07.2011 № 227-ФЗ часть первая НК РФ дополнена Разделом V.I. «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», предусматривающим полномочия ФНС России по контролю цен в сделках между взаимозависимыми лицами.

Первые мероприятия по осуществлению налогового контроля за контролируемыми сделками в сфере трансфертного ценообразования начаты в 2013 году. До начала приема налоговых уведомлений о контролируемых сделках (до 20 мая 2013 г.) ФНС России создала методологическую основу для реализации новых положений НК РФ о трансфертном ценообразовании и технологическую инфраструктуру для автоматизированного приема и обработки уведомлений о контролируемых сделках. Так, в 2013 г. было подано и загружено в федеральную базу данных более 4,5 тысяч уведомлений с почти двумястами тысячами контролируемых сделок, совершенных в 2012 году. По итогам риск-анализа в результате проведенных проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в 2012 году доначислено платежей более 2 062 млн. руб. и уменьшен убыток на - 1 885 млн рублей.

В 2013 г. подано – 5,9 тыс. уведомлений, в 2014 г. – более 11,5 тыс. уведомлений, дополнительные поступления в бюджет за 2014 год составили – 1,4 млрд руб., за 9 месяцев 2015 г. – 2,5 млрд рублей.

В рамках реализации полномочий, предусмотренных главой 14.6 НК РФ, заключаются соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. С 2012 года ФНС России было получено 47 проектов соглашений о ценообразовании. По результатам их рассмотрения вынесено 22 решения. Заключены и действуют восемь соглашений о ценообразовании, участниками которых являются 32 крупнейших налогоплательщика Российской Федерации.

При этом качество этой работы находится на самом высоком международном уровне.

Как отметил в своем интервью журналу «Налоговед» Д.В. Вольвач «Соглашение о ценообразовании» классический пример в международной практике расширенного взаимодействия налогового органа и налогоплательщиков, предполагающего высокую степень открытости налогоплательщика, прозрачность заключаемых им сделок и его готовность к конструктивному и профессиональному диалогу с налоговым органом».

Первые соглашения о ценообразовании для целей налогообложения были заключены ОАО «НК «Роснефть» (2012 год), также соглашения заключаются с ПАО «Аэрофлот» и АО «ДОНАВИА» и другими крупнейшими компаниями. В 2013 г. заключено 9 соглашений с крупнейшими налогоплательщиками, в 2014 г. – 10 заключений и в 13 соглашениях отказано, за 1 полугодие 2016 года заключено 3 соглашения о ценообразовании для целей налогообложения по сделкам реализации нефти на территории Российской Федерации с 9 крупнейшими российскими налогоплательщиками, вынесено 4 решения о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании для целей налогообложения и 3 решения о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.

Цель таких соглашений - это согласование позиции налогоплательщика и ФНС России относительно порядка определения и применения методов ценообразования по конкретным сделкам между взаимозависимыми лицами и снижение рисков возможных разногласий сторон по вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения.

Предметом налогового контроля цен является конкретная сделка или группа однородных сделок, положительный эффект заключается в том, что существенно упрощается процедура их налогового администрирования и снижаются издержки налогоплательщиков в связи с проведением налогового контроля, это также позволяет справедливо распределять налоговую базу между бюджетами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, соглашения о ценообразовании для целей налогообложения дают возможность налогоплательщику и налоговому органу заранее, до фактического исполнения сделок, определить рыночную цену сделок, на основании которой исчисляются налоговые обязательства.

Важнейшим этапом налогового администрирования в сфере трансфертного ценообразования явилось создание Биржевого комитета при ФАС России, которое поддержали ФНС России и Служба Банка России по финансовым рынкам, являющиеся основными регуляторами рыночных цен и участниками рынка. В ноябре 2015 года было подписано Соглашение о сотрудничестве по развитию товарных рынков, положениями статьи 2 которого поставлены цели и задачи межведомственного взаимодействия по вопросам ценообразования для целей применения законодательства о налогах и сборах и антимонопольного законодательства.

В частности, предусмотрено создание инфраструктурных предпосылок для формирования репрезентативных ценовых индексов и (или) индикаторов на организованных товарных рынках, в том числе приведение к сопоставимому уровню биржевых и внебиржевых ценовых индексов и (или) индикаторов, а также создание возможностей их использования для целей налогообложения и разработка предложений, направленных на выработку единообразных подходов к ценообразованию для целей регулирования в соответствии с компетенциями Сторон.

Следует отметить, что работа ведется действительно большая, а доначисления в бюджет измеряются миллиардами рублей, что, конечно, в нынешней ситуации весьма кстати. Вместе с тем, отдельные эксперты в области налогообложения высказывают мнение о том, что действующая система ведет к воссозданию советского Госкомцен, поскольку ряд ведомств также выполняют отдельные функции ценообразования – это Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, органы, контролирующие рост цен на лекарства, на детские товары, на наценки магазинных «цепей» и т.д., нарушая якобы принципы свободной конкуренции и рыночного ценообразования.

Положения Раздела V.I НК РФ находятся в тесной взаимосвязи с подходами, заложенными в Руководстве ОЭСР (OECD Transfer Pricing guidelines 2010), которые широко используются в практике работы ведущих зарубежных налоговых администраций.

Активно обсуждаются представителями ФНС России совместно с экспертами ОЭСР актуальные вопросы трансфертного ценообразования, в том числе изменения в Разделы I и VI Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций, а также рассматриваются актуальные примеры из опыта работы налоговых органов в России и за рубежом для принятия оптимальных решений каждой из ситуаций с точки зрения соблюдения принципа «вытянутой руки» (arm’s length principle). Кроме того, интерес для России представляют предложения ОЭСР в области трансфертного ценообразования, работа над которыми ведется в рамках Плана противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли (План BEPS).

Несмотря на скепсис отдельных критиков, как это было указано выше, по мнению научно-педагогических работников Налогового института РосНОУ, налоговые органы успешно справляются с поставленными задачами. Следует констатировать, что глобализация мировой экономики только подтверждает необходимость развития институтов налогового контроля в сфере трансфертного ценообразования.


Список источников

1. Налоговый кодекс РФ, части I и II (по состоянию на 01.11.2016)
2. Кашин В.А., Чухарин Д.К., «Трансфертное ценообразование в РФ: проблемы регулирования и альтернативные варианты налогового контроля», журнал «Финансы», №9, 2015 г., С. 18-22.
3. Интервью Д.В. Вольвач «Убежден, что введение новых правил налогового контроля цен вызовет увеличение доходов бюджета», журнал «Налоговед», № 5, 2014 г.
4. URL:https://www.nalog.ru/ - сайт Федеральной налоговой службы России.

 

Наши партнеры