+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru

Фонд науки и образования

Миграционная политика  и национальные интересы  в мире и в России

Д.Н.Сулейманов  В.А.Кашин Создание прочной статистической базы



Д.Н. Сулейманов[1]

В.А. Кашин[2]

Миграционная политика и национальные интересы в мире и в России

Аннотация.

Создание прочной статистической базы и на ее основе определение конкретных потребностей страны, по регионам, отраслям и сферам деятельности, в привлечении внешних трудовых мигрантов. Определение и разработка конкретных мер и механизмов предадаптационной и адаптационной подготовки привлекаемой внешней рабочей силы.

Ключевые слова:

миграционная политика, национальный интерес, внешняя трудовая миграция, миграционная ситуация, миграционные потоки, адаптация и преадаптация внешних трудовых мигрантов.

 

D.N. Suleymanov

V.А. Kashin

Migration policy and national interests in the world and in Russia

 

Annotation.

Building a solid statistical basis and, based on the definition of the specific needs of the country, by regions, industries and occupations, in attracting external labor migrants. Identify and develop specific measures and mechanisms preadaptation and adaptation of training attracted foreign labor.

 

Keywords:

migration policy, national interest, foreign labor migration, migration situation, migration flows, adaptation and preadaptation foreign migrant workers.

 

  В настоящий момент выбор модели адаптационной подготовки внешних трудовых мигрантов встала на первый план перед Россией в связи с вопросами национальной безопасности и теми обстоятельствами, с которыми столкнулись страны Европейского Союза (ЕС) за последние 2 года.

  В случае, если эти страны ЕС ужесточат условия приема иностранцев, либо отказывая, либо сокращая им предоставление социальных условий наравне с местными гражданами, этот поток беженцев из Ирака и Сирии может через граничащие с Россией азиатские страны неожиданно резко усилиться.

  В этих условиях перед Россией может встать непростой выбор: предоставлять новые рабочие места, либо брать их на социальное содержание.

  В первом случае надо понимать, что в настоящее время мигранты едут или в большие города или в южные районы. В южных районах с благоприятными климатическими условиями регионы сами испытывают избыток трудовых ресурсов (для сведения, по данным Федеральной службы статистики средний уровень занятости населения в России ~65%, по федеральным округам картина другая: в Северо-Кавказком федеральном округе (ФО) ~58% (Республика Дагестан ~57%, Республика Ингушетия ~49%; в Южном ФО ~62% (Республика Адыгея ~56%); в Сибирском ФО ~63% (Республика Тыва ~48%, Алтайский край ~59%, Забайкальский край ~59%, Еврейская АО ~59%).

  По опыту советского прошлого в крупных городах функционировали промышленные предприятия и существовала система «лимитов рабочей силы», сейчас, в основном, функционируют оборонные предприятия, на которые мигранты не требуются.

  Другой сегмент: строительство и услуги. Мигранты в строительстве заняты, но они также претендуют на жилье, отдельные из них, имеющие вид на жительство, живут семьями, и планируют получить российское гражданство, т.е. являются реальным потенциалом пополнения демографической ситуации в стране. Только, в Москве насчитывается до 2,5 -3 млн. мигрантов и все они где то живут, создавая дополнительную нагрузку на социальную сферу, городской транспорт, торговлю, связь и т.д.

  Сравним, как живут пенсионеры и студенты в Москве и Нью-Йорке. В Нью-Йорке люди при выходе на пенсию они переезжают в более дешевое жилье курортных зон, которое достаточно хорошо благоустроено, а у нас пенсионеры-москвичи привязаны к Москве, в какой - то степени системой пенсионных льгот, а также отсутствием возможности жить за городом в благоустроенном жилье.

  Аналогичная ситуация со студентами: в Нью-Йорке они учатся в кампусах за пределами крупных городов, в России (за исключением военных ВУЗов) наоборот учатся все в крупных городах, а те, кто приехал из другой местности (другого города, села, поселка и т.п.) из Москвы не уезжают, а оседают в ней и заводят семьи. Похожая ситуация и в других городах.

  Таким образом, примерная численность 1 млн. студентов и 2 млн. пенсионеров в Москве равняется численности мигрантов. При этом, некоторые эксперты все еще полагают, что России необходимы, не менее 20 миллионов трудовых мигрантов. В связи с этим встает вопрос: а есть ли в России столько вакантных мест, на которые не претендуют местные жители – граждане РФ.

  Следует отметить, что прежние стимулы мобильности внутри страны для трудовых ресурсов у нас утрачены, в том числе, и за счет трудоустройства выпускников средних профессиональных и высших организаций образования, обучающихся на бюджетной основе, т.е. обучающихся на средства налогоплательщиков. Они не привязаны к отработке по своей специальности педагога, медперсонала, сельхозработника и т.д. к той местности, откуда они приехали.

  Поэтому, не решив своих внутренних проблем по рациональному размещению трудовых ресурсов, требующих вложения значительных финансовых ресурсов на различные программы и проекты, вложение средств на предадаптационную и адаптационную подготовку привлекаемой внешней рабочей силы является для России серьезной проблемой.

  При этом, как показывает и позитивный и негативный опыт других стран, упор должен быть сделан на подготовку мигрантов предадаптационного характера – изучение языка, профессиональную подготовку, проверка состояния здоровья и т.д. – еще в стране происхождения мигранта, а адаптация к конкретным условиям труда и жизни мигранта - в конкретном регионе и на конкретном производстве – тогда уже оказывается существенно облегченной и более эффективной, когда она имеет прочную основу и будет существенно менее затратной при реализации соответствующих мероприятий непосредственно по месту его нового жительства.

  Общее мнение относительно большого упора на предадаптационную подготовку мигрантов отмечает и такой авторитетный исследователь, как А.А. Журавлёв. По его мнению, «Адаптация мигрантов должна проходить преимущественно на их родине, именно там должны быть открыты адаптационные центры первой ступени. Предлагается создать на территории стран исхода сеть частных агентств по трудоустройству в России иностранных мигрантов. Они будут координирующим звеном между работодателями и работниками, а главное – возьмут на себя ответственность за конкретных людей, которых отправляют в Россию на работу».[3]

 

 

 

 

 

 

1Директор Налогового института Российского нового университета, кандидат экономических наук.

2Научный руководитель Фонда науки и образования, доктор экономических наук, профессор.

3Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология управления. - М., 2004.


Список источников

1. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 45/158 ГА ООН от 18 декабря 1990 года. Электронный ресурс]. http:// www.terralegis.org/terra/act/b549.h. (дата обращения 14 марта 2011 г.)
2. Конституция Российской Федерации (КРФ), 2015
3. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология управления. - М., 2004
4. Миграционная ситуация в России, правовые, социальные и экономические аспекты. – М.: МНИ, 2014 – 138 с.
5. Сулейманов Д.Н. Регулирование процессов внутренней и внешней трудовой миграции: адаптация и интеграция. – М.: МНИ, 2016 – 112 с.
6. Сулейманов Д.Н. Глобальные тенденции в миграционных процессах: современный мир и Россия./ Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции./ – М.: МНИ, 2016 – С. 159-161. 7. URL: http://фонд-науки.рф/ – сайт НО «Фонд науки и образования».
8. URL: http://www.iom.int/news/iom-releases-global-migration-trends-2015-factsheetI///МOM Releases Global Migration Trends 2015 Factsheet.
9. URL: http://www.aus.ru/lib/sol/ – Skilled Occupations List [электронный ресурс].
10. American Attitudes toward Immigrants and Immigration PolicyBy Michael SobczakLFB Scholarly, 2010.
11. The Privatisation of Immigration Control through Carrier Sanctions Sophie Scholten August 2015.

Наши партнеры