Печать
Положительные эффекты  законодательных инициатив  в сфере трудовой миграции

Положительные эффекты  законодательных инициатив  в сфере трудовой миграции

Д.Н. Сулейманов А.Б. Паскачев А.С. Саяпина В статье говорится о значимых поправках, внесенных Федеральным законом от 24.11.2014  № 357-ФЗ, об  основных моментах этих изменений и итогах.

Одним из основополагающих законодательных актов, регулирующих правовые основы в сфере трудовой миграции, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 115-ФЗ). Более чем за 12 лет в этот Закон внесена 81 поправка в виде изменений и дополнений, почти одна треть этих поправок приходится на 2014 г. – 14 поправок и 2015 г. – 12 поправок.


Значимые поправки внесены Федеральным законом от 24.11.2014 № 357-ФЗ. Как единогласно отмечают все и чиновники, и общественники, и сами мигранты, и даже их работодатели, принятие этих поправок не только значительно облегчило жизнь трудовым мигрантам, но и усилило ответственность за несоблюдение обязанностей участниками отношений, регулируемых миграционным законодательством.


Остановимся на основных моментах этих изменений, которые действуют с 1 января 2015 г., и итогах. Законодательные инициативы коснулись мигрантов, временно прибывающих в Россию в безвизовом режиме, которые для осуществления трудовой деятельности теперь получают в миграционной службе не разрешение на работу, а патент.


За 2015 год оформлено патентов в количестве – 1 788 201, по которым поступило в бюджет – 34 060 896,1 тыс. рублей, за 2 месяца 2016 г., соответственно, 129 597 патентов и 5 453 371,3 тыс. рублей.
Для регулирования наплыва мигрантов сохранено квотирование для мигрантов, для которых установлен визовой режим, а также дано право на приостановление выдачи патентов в отдельных регионах на определенный период - по решению ФМС России, по всей стране - по решению Правительства РФ, по решению региональных властей может вводиться запрет на выдачу патентов для отдельных сфер экономической деятельности.


Патент действителен только на территории того субъекта РФ, в котором был выдан патент. За нарушение этого правила административная ответственность установлена для обычных граждан в размере - от 2000 до 5000 руб.; для руководителей компаний - от 25 000 до 50 000 руб.; для фирм и предпринимателей - от 250 000 до 800 000 рублей.


Повышенный размер штрафа установлен для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, верхний порог которого составляет, соответственно, 7000 руб., 70 000 руб. и 1 млн рублей. Кроме того сам иностранный гражданин может быть выдворен из Российской Федерации.


Отдельные регионы могут устанавливать требования по указанию в патенте профессии (специальности, должности, вида деятельности) мигранта. Нарушением будет также считаться прием иностранца на работу не по той профессии, которая указана в патенте.


Например, миграционными органами г. Москвы выявлено административных правонарушений по статье 18.10 КоАП РФ/ - 24 558 случаев, за 2 месяца 2016 г. – 1973 случая.
За нарушение срока действия патента мигрант также может быть привлечен к ответственности. При продлении патента мигрант уплачивает авансовый платеж, при неуплате - патент считается недействительным со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен фиксированный платеж.


Остановимся на обязанностях иностранного работника. Со дня выдачи патента мигрант в течение 2-х месяцев должен представить в орган ФМС России копию трудового или гражданско-правового договора: или лично, или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, если этого не сделать, то патент может быть аннулирован без права переоформления и работодатель обязан его уволить. Повторно патент в этом случае мигрант может получить не ранее, чем через год.


Максимальный срок действия патента с учетом всех продлений - 12 месяцев с даты его выдачи. Чтобы переоформить патент, за 10 рабочих дней до истечения срока 12 месяцев со дня выдачи первоначального патента мигрант должен представить: ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг); трудовой или гражданско-правовой договор с ним; квитанцию об уплате фиксированного авансового платежа за предполагаемый период действия патента.


Разрешено переоформлять патент только один раз и также на срок до 12 месяцев, т.е. не покидая Россию мигрант может работать максимум 2 года. Выехав из России, он снова может приехать и получить патент.


С 2015 г. доходы этих групп иностранцев облагаются НДФЛ по ставке – 13%. При выплате заработной платы работодатель может уменьшать исчисленный НДФЛ на сумму авансовых платежей. Для этого необходимо иметь заявление от мигранта о таком вычете; квитанцию об уплате фиксированных платежей; уведомление из налогового органа по месту учета работодателя, подтверждающее его право как налогового агента уменьшить исчисленную сумму НДФЛ на уплаченные иностранцем фиксированные авансовые платежи. При отсутствии такого уведомления вычет фиксированных платежей не производится. Если сумма фиксированных авансовых платежей, уплаченных мигрантом за период действия патента, превышает сумму НДФЛ, исчисленную по итогам года, то сумма такого превышения мигранту не возвращается и в счет будущего удержания НДФЛ не зачитывается.


При этом следует иметь в виду, что срок временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ, приехавшего из страны с безвизовым режимом, не может превышать 90 суток. Указанный срок может быть продлен на период действия патента на осуществление трудовой деятельности на территории того или иного субъекта РФ.


В соответствии со ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ и пунктом 42 постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» работодатель как сторона, принимающая иностранного гражданина в РФ, обязан сообщить в трехдневный срок в территориальные органы ФМС о пролонгации срока действия патента и, соответственно, о продлении срока пребывания. Учитывая, что период действия патента может продлеваться, работодателю приходится несколько раз обращаться в территориальный орган ФМС с ходатайством о продлении сроков регистрации временно пребывающего иностранного работника. В противном случае ему грозит штраф по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, который налагается на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 тыс. до 500 тыс. рублей.


Статьей 18.15 КоАП РФ установлена ответственность в отношении работодателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства.
Поскольку статистика в целом по России в разрезе административных правонарушений отсутствует, для примера приведем официальные данные по г. Москве. Так, за 2015 год миграционными органами г. Москвы по статье 18.15 КоАП РФ выявлено правонарушений в количестве – 17 866, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года это количество увеличилось на 14,5% (2014 г. – 15 599), но возможно это связано с увеличением количества проверок миграционного законодательства: сотрудниками территориальных органов УФМС России по г. Москве проверено объектов – 12 057, по сравнению с 2014 г. увеличение составило +5,3%.


Как мы видим, в условиях действующего законодательства соблюдение всех сроков и процедур находится в жестких рамках и чревато материальными потерями: для работодателей – в виде штрафных санкций, для самих мигрантов – в виде потери работы и права на вычеты авансовых платежей.


Как разрешить проблему и какие контролирующие государственные органы будут их решать, покажет только время. По мнению заведующей кафедрой налогового администрирования Налогового института РосНОУ Е.С. Горбатко, тесно общающейся со студентами – заочниками, работающими в налоговых и миграционных органах, миссию подтверждения о продлении патента и уплаты авансовых платежей мигрантами и на основе этого легализации мигрантов по срокам пребывания может возглавить ФНС России на основе межведомственного обмена с ФМС России, а также снизить трудозатраты работодателей через открытую систему регистрации (перерегистрации) патентов в электронном виде. При этом прямая выгода усматривается и для мигрантов.

 


 

Список источников
1. Конституция Российской Федерации (КРФ), 2015.
2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями, вступившими с 01.01.2016).
3. Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (по состоянию на 01.01.2016).
4. URL: http://фонд-науки.рф/– сайт НО «Фонд науки и образования».
5. URL: http://fms.ru/ - сайт Федеральной миграционной службы.
6. URL: http://fns.ru/ - сайт Федеральной налоговой службы.

Просмотров: 2858