Технологии предподготовки и подготовки иностранных граждан
Трудовая и образовательная деятельности в РФ
Сулейманов Д.Н.[1] Мехова Т.Н.[2] Дистанционные образовательные технологии предподготовки и подготовки иностранных граждан для трудовой и образовательной деятельности в Российской Федерации Аннотация. На современном этапе очень важно, чтобы процесс интеграции мигрантов по приезде в Россию сопровождался целенаправленностью и точечным (четким ясным) пониманием у них того, кто предоставляет государственные услуги по их приему, регистрации, выдаче официальных документов и т.д., что требует постоянного совершенствования и создания новых форм взаимодействия с мигрантами, исключая из этого поля коррупционные факторы и криминализацию самой среды, в которую попадают мигранты и члены их семей. Ключевые слова: трудовая миграция, предпоготовка, дистанционная подготовка, адаптация, интеграция, дистанционные технологии в обучении. | D.N. Suleymanov Mehova T.N. Distance educational technologies of pre-training and preparation of foreign citizens for labor and educational activities in the Russian Federation Annotation. At the present stage, it is very important that the process of integration of migrants upon arrival in Russia be accompanied by purposefulness and a clear (clear clear) understanding of the person who provides public services for their reception, registration, issuance of official documents, etc., which requires constant improvement and the creation of new forms of interaction with migrants, excluding from this field corruption factors and the criminalization of the environment in which migrants and members of their families fall. Keywords: labor migration, pre-training, distance training, adaptation, integration, distance learning technologies. |
Для иностранных граждан, в первую очередь, готовящихся к переезду в Россию с целью осуществления трудовой деятельности и иностранных абитуриентов и студентов, на сайте Фонда науки и образования в Системе дистанционной подготовки мигрантов к адаптации и интеграции в Российское сообщество, представлены электронные образовательные ресурсы.
Особенно актуальным в современном мире является максимальное использование дистанционных технологий в обучении и предоставлении различных услуг. Поэтому в вышеуказанную Систему включены информационно-познавательные ресурсы (маршрутизаторы, дорожные карты, модульные программы подготовки к сдаче комплексного экзамена по русскому языку, Истории России и Основам законодательства РФ, олайн-презентации), которые позволят мигрантам самостоятельно в дистанционном формате повысить свой культурно-образовательный уровень, освоить навыки языковой адаптации, ознакомиться с основами правовой, налоговой, финансовой и общекультурной (общегражданской) грамотности, а также с основами конфликтологии, антитерроризма и антикоррупции.
Уникальность этой Системы состоит в том, что доступ к любому электронному образовательному ресурсу может производиться из любой точки мира, в любое время суток; она проста для понимания и пользования; является бесконтактной, но при этом общедоступной и открытой; учитывает современные научные и практические достижения в сфере образования, предоставления государственных услуг в электронном виде и т.д.; малозатратна – необходим только доступ в Интернет через собственные мобильные аппараты, персональные компьютеры или через центры предвыездной (преадаптационной) подготовки в странах исхода.
В связи с этим разработанные для мигрантов и доступные с января 2018 г. три Модульные программы подготовки к сдаче комплексного экзамена по русскому языку, Истории России и Основам законодательства РФ представлены в дистанционном формате лекциями, которые сопровождаются онлайн-презентацией, инфографикой, схемами, иллюстрациями, примерами, жизненными ситуациями, глоссарием и другими материалами, поскольку в таком виде информация (материал) воспринимается одномоментно в отличие от восприятия на слух (перекодировка на родной язык), а Модуль самоконтроля позволяет проводить тестирование неограниченное количество раз до получения желаемого результата.
Обучающие курсы позволяют подготовиться мигрантам не только к сдаче комплексного экзамена по русскому языку, Истории России и Основам законодательства РФ, но и расширить познавательные и образовательные возможности по освоению историко-культурных ценностей российского государства; ознакомиться с основными фактами и событиями российской истории в соответствии с исторической хронологией; основными религиозными конфессиями, национально-культурными и религиозными традициями российского общества; известными политическими и государственными деятелями, выдающимися деятелями науки и культуры России; повысить общий кругозор о России и народах, населяющих ее; совершенствовать правовое самосознание и основы в сфере миграционного, гражданского, уголовного, семейного и других отраслей законодательства РФ, а также в области правовой культуры, правил поведения, принятых в российском обществе; освоить коммуникативные навыки и знания русского языка, в первую очередь, в сфере грамматики, а также лексики, страноведения и регионоведения, стилистики, фонетики; приобрести знания, практические навыки и умения в сфере аудирования, говорения, чтения и письма, работы с существующими учебными (в том числе, электронными) комплексами, словарями и справочниками.
Несмотря на то, что каждый информационно-познавательный ресурс Системы является самостоятельным, в целях привития уважения и положительного образа РФ, а также приобщения иностранных граждан к культурным, историческим и другим ценностям российского общества загружена совершенно простая в обращении, но объемная по наполняемости актуальнейшей информацией и отличающаяся новизной Дорожная карта языковой и социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов. Эта Карта представлена блок-схемой информационно-познавательных ресурсов: «Культура и искусство», «Языковая адаптация», «Традиции», «Лекции онлайн», «Образы России», «Литературный экспресс», а также путеводителем – афишей «Театр 365», через который можно получить не только актуальнейшую информацию: где, что, когда проходят спектакли, концерты и др. культурные мероприятия (календарь событий), но и узнать много интересного в мире кино, театральной жизни и о других развлекательных мероприятиях для себя и членов семьи по интересам.
Также иностранные граждане приезжающие в нашу страну с целью осуществления трудовой или образовательной деятельности через посещение Дорожной карты имеют возможность ознакомиться с гуманитарным просветительным Порталом «Культурное наследие России - Культура.РФ» Министерства культуры Российской Федерации, посетив его они могут узнать об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы, которые представлены в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых других современных интернет-форматах. Далее они могут совершить виртуальные экскурсии, организованные Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля: «Литературный экспресс» - онлайн-маршрут по дорогам русской классики»; пройти обучение через интернет-портал «Образование на русском»; ознакомиться с проектом ОП РФ и Российского фонда мира - «Русский уголок» (интерактивная площадка); виртуально в реальном режиме времени участвовать в мероприятиях Фонда для содействия продвижения русского языка и образования на русском (Литературная гостиная).
Учитывая низкий уровень знаний трудовых мигрантов, иностранных абитуриентов и студентов в плане информированности о политической, экономической и социальной системах России, Фондом науки и образования разработан и в январе текущего года загружен в Систему Маршрутизатор общественно-доступных ресурсов в сфере образования, трудоустройства, медицинского и пенсионного обеспечения, государственных услуг и общественных благ (далее – Маршрутизатор).
На современном этапе очень важно, чтобы процесс интеграции мигрантов по приезде в Россию сопровождался целенаправленностью и точечным пониманием у них того, кто предоставляет государственные услуги по их приему, регистрации, выдаче официальных документов и т.д., что требует постоянного совершенствования и создания новых форм взаимодействия с мигрантами, исключая из этого поля коррупционные факторы и криминализацию самой среды, в которую попадают мигранты и члены их семей.
Поэтому уникальный по доступности и легкий в использовании Маршрутизатор представляет собой блок-схему онлайн – сервисов, с помощью которой иностранный гражданин в любое время и из любой точки своего местонахождения в онлайн-режиме может ознакомиться с информацией и получить доступ к услугам, которые предоставляет ГУВМ МВД России, Министерство образования и науки РФ, Министерство здравоохранения РФ, ФСС России, ФФОМС России, ПФ России и их территориальные подразделения в субъектах РФ, а также с услугами Многофункционального миграционного центра г. Москвы и Единого миграционного центра Московской области. Для сведения и удобства мигрантов приведен перечень мобильных приложений.
Впервые с научной точки зрения и практического применения разработана Модель трудоустройства мигрантов и иностранных выпускников Российских университетов, структура и наполняемость которой представлена в Дорожной карте профориентации с учетом трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов РФ двумя разделами: первый - Трудовые паспорта в целом по Российской Федерации и восьми федеральным округам (экономическое, социально-демографическое состояние), второй - блок-схемы информационных ресурсов Министерства труда и социальной защиты, Федеральной службы по труду и занятости РФ, Общероссийской базы вакансий, Социальной сети деловых контактов SKILLSNET, Службы занятости г. Санкт-Петербурга, Портала госуслуг.
1 Директор Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук.
2 Заместитель директора НО «Фонд науки и образования».
Список использованных источников
1. Сулейманов Д.Н., Саяпина А.С. России необходим Миграционный кодекс. [Электронный ресурс]: URL: http:///фонд-науки.рф/menu/trud-zanyatost-migratsiya-novosti/240-rossii-neobkhodim-migratsionnyj-kodeks-d-n-sulejmanov-a-s-sayapina.html.
2. Сулейманов Д.Н. Адаптация и интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество. [Электронный ресурс]: URL: http://www.rosnou.ru/pub/ni/adin.pdf.
3. Сулейманов Д.Н. Внутренняя трудовая миграция. [Электронный ресурс]: URL: http://www.rosnou.ru/pub/ni/vntrmig.pdf/
4. Сулейманов Д.Н., Миргородская М.Г. Экономике России необходимо совершенствование регулирования миграционных процессов. [Электронный ресурс]: URL: http://www.rosnou.ru/pub/ni/rmp.pdf
5. Сулейманов Д.Н. Международный опыт налогообложения мигрантов и возможность его применения в России. – М.: МНИ, 2013
6. Сулейманов Д.Н. Стратегическое управление миграционными процессами. - М.: МНИ, 2014. – 376 с.
7. Сулейманов Д.Н. Совершенствование процессов трудовой миграции: международный опыт и его использование в России [Электронный ресурс]: URL: http://www.фонд-науки.рф/menu/stati-i-publikatsii/404-sovershenstvovanie-protsessov-trudovoj-migratsii.html.
8. Сулейманов Д.Н. Механизмы эффективного регулирования процессов внутренней и внешней миграции, как фактор снижения уровня безработицы / Экономика. Санкции противосанкции. Сборник статей/ – М. МНИ, 2016. – С. 30-33.
9. URL: http://www.nalog.ru/rn77/– Официальный сайт Федеральной налоговой службы.
10. URL: http://www.ufms-gov.ru/– Официальный сайт Управления Федеральной Миграционной Службы РФ.
11. URL: https://rosmintrud.ru/– Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты.
12. URL: https://trudvsem.ru/– Работа в России. Общероссийская база вакансий.
13. URL: http://www. фонд-науки.рф/– Фонд науки и образования.
14. URL: http://rosnou.ru/– сайт Российского нового университета.