+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru


 

Международный опыт и аспекты национальной безопасности



 

 М.Д. Сулейманов[1]

 Я.А. Погребная[2]

 ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 Построение интеграционной модели мигрантов в настоящее время находится в стадии становления вследствие новизны этого феномена в России.

 Поэтому изучение международного опыта является полезным для осмысления российской ситуации, с учетом, как достижений, так и допущенных ошибок.

 При этом, несмотря на то, что за очень короткий срок российское миграционное законодательство, в основном, сформировалось, все еще много вопросов остается нерешенными или неурегулированными законодательном порядке, в том числе, такие как адаптация и интеграция внешних мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность России, а также их семей.

 Ключевые слова: Национально-демографическая доктрина миграция, иммиграция, адаптация, мигрантофобия, интеграционные мероприятия.


 

 M.D. Suleymanov

 Y.A. Pogrebnaya

 EXTERNAL MIGRATION: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND ASPECTS OF NATIONAL SECURITY

 The construction of the integration model of migrants is currently in its infancy due to the novelty of this phenomenon in Russia.

 Therefore, the study of international experience is useful for understanding the Russian situation, taking into account both the achievements and mistakes made.

 At the same time, despite the fact that in a very short period of time the Russian migration legislation has basically been formed, there are still many issues that remain unresolved or unresolved by the legislation, including such as the adaptation and integration of external migrants working in Russia, and also their families.

 Keywords: National demographic doctrine of migration, immigration, adaptation, migrant-phobia, integration measures.


 

 Принципиальные подходы к изучению проблем, связанных с миграцией населения, по необходимости должны включать социально-экономические аспекты. Поскольку аспекты зависят от конкретных условий, существующих в каждой стране, то не может быть универсальных решений «для любой страны» и «для любого времени». Есть страны, которые заселялись исключительно иммигрантами (США, Канада, Австралия, Израиль), и есть страны, в которых роль иммигрантов была и остается абсолютно несущественной (Япония, Китай). Известны в истории и случаи, когда иммигранты («захватчики», «оккупанты») тотально подавляли и вытесняли местные народы (этруски, кельты).

 России, как и в большинстве других государств, являющихся центрами притяжения мигрантов, отношение местного населения к ним нельзя назвать ровным, особенно по этническому признаку: от сочувствия, желания помочь - до фобий и даже открытой неприязни.

 Проводимые научно-практические исследования, в том числе в форме анкетирования, подтверждают следующее (характерно для российской действительности):

 - отношение местного населения к мигрантам характеризуется невысоким уровнем терпимости;

 - мигрантофобия имеет ярко выраженную этническую основу;

 - в массовом сознании образ мигранта прочно связан с так называемыми "лицами кавказской национальности", таджиками, цыганами, приехавшими в город для обогащения, торгующими на рынке, распространяющими грязь, болезнь, разврат;

 - наибольшее сочувствие вызывают пострадавшие русские и русскоязычные мигранты;

 - студенчество, по сравнению с населением в целом, настроено более демократично; однако этнофобия в отношении приезжих некоторых национальностей выражена ярче;

 - в городском социуме имеется определенная часть населения, толерантная к мигрантам, видящая положительный "вклад" приезжих его развитие, а также - группа, нейтрально относящаяся к приезжим. Существование толерантно настроенной к мигрантам части населения, особенно среди молодого поколения, дает основание для благоприятных прогнозов развития цивилизованного общества и демократии.

 Однако следует также отметить, что за последнее время в силу обострения политических, экономических и территориальных противоречий в современном мире вопросы миграции выходят на первое место. В связи с этим, применяемые подходы к таким вопросам, как въезд-выезд мигрантов, контроль пребывания мигрантов в местах своего проживания, налоговый контроль источников доходов мигрантов, предоставления им гражданства и т.д. нуждаются в пересмотре с учетом их действенности и на предмет их адекватности в сложившейся ситуации в стране и в мире.

 При этом следует подчеркнуть, что применявшиеся до сих пор критерии формирования законодательной и нормативной базы регулирования процессов миграции, как то: соответствие общепризнанным международным нормам, уважение прав и свобод человека, право на достойные условия жизни и т.д. должны быть отодвинуты на второй план, основываясь на принципе неоспоримого приоритета перед ними интересов нашего государства, нашего общества, наших граждан. А для полного или достаточного обеспечения всех вышеперечисленных прав и условий у мигрантов есть свое собственное государство, которое должно решать все проблемы своих граждан и отвечать перед ними за состав и качество своих действий. Совершенно очевидно для всех, в каком положении находится ЕС – и, тем не менее, как ни странно Россия продолжает следовать примеру этих стран в применяемых формах и методах регулирования миграционных процессов. Привычка поступать «как все», «следовать примеру развитых стран» может привести к тому, что у нас будет «как у всех», т.е. с теми же катастрофическими последствиями, что и в Европе.

 Возможно, у нас будет много хуже, чем «у всех», и тому есть две неоспоримые причины. Первая – что у нас в обществе в целом нет такого уважения к закону как, например, в Германии и Франции. Вторая – что беспорядок на огромной территории нашей страны часто вызывает многочисленные протесты с тенденцией перехода в социальные проблемы. Дети мигрантов, окончившие британские школы, взрывают лондонское метро, террористы, получившие британское или французское гражданство, отрезают головы своим соотечественникам на территории ИГИЛ (организация судом РФ признана террористической, ее деятельность запрещена) и много других примеров.

 Встает вопрос, должна ли Россия, как нам указывают международные организации – вводить такие же правила регулирования мигрантов как в Евросоюзе?

 Сейчас в тюрьмах этих стран условия «проживания» на порядок лучше, чем жизнь обычных людей во многих странах мира, и некоторые мигранты из проблемных территорий целевым образом едут в страны ЕС, чтобы совершить там преступление и попасть в местную тюрьму. Во Франции, Бельгии, Голландии Дании уже сейчас есть тюрьмы, в которых все заключенные – исключительно мигранты.

 А в дореволюционной России у государя императора наиболее преданным и дисциплинированным считался Кавказский эскадрон, набираемый из потомков тех, кто отчаянно воевал ранее против России.

 «Сначала – народ, потом – территория (страна), потом – государство» - это главная формула, которой доказала свою фундаментальность на протяжении всей человеческой истории.

 Александр Македонский создал мировую империю, но мужское население его народа гибло в боях и ассимилировалось через браки с женщинами завоеванных македонцами стран. Результат – империя после смерти Александра распалась, а народ просто исчез с лица земли.

 Обратный пример – Китай много раз терял и свою государственность, и многие части своей территории, но сохранил народ. А сейчас китайский народ все восстановил: и страну, и мощное государство, и уже с интересом посматривает на территории менее удачливых соседей.

 России пора научиться брать уроки на примерах других стран и народов. Поэтому в основе любой деятельности по регулированию миграционных процессов должны быть положены следующие два документа: Национально-демографическая доктрина России и Концепция сохранения национальной идентичности России.

 Национально-демографическая доктрина России должна определять главную стратегическую цель общественного развития России.

 Сейчас такой доктрины в России формально нет, но на деле, де-факто, она существует и претворяется в жизнь. Эта доктрина совсем коротка, она определяется двумя законодательными нормами, закрепленными в Конституции РФ: носителем суверенитета в РФ является многонациональный народ; в РФ живут самые разные народы, говорящие на государственном русском языке.

 Возьмем более отдаленные от нас примеры. Так, Швейцария уже давно балансирует на грани распада – если кантоны, недовольные иммиграционной политикой федеральных властей, вдруг решат выйти из состава Швейцарской конфедерации (в отличие от Украины, в швейцарских кантонах действует прямое законодательное право народа и у кантонов право на выход из конфедерации прямо закреплено в Конституции страны). А Голландия, видимо, уже прошла точку не возврата: в городах некоренное население давно уже составляет подавляющее большинство населения, а в селах население просто вымирает. И этот последний процесс пока замедляется социальной поддержкой фермеров со стороны государства, но уже нет никаких шансов ожидать, что такая поддержка сохранится, когда к власти придут политики, ориентирующиеся на «неместное» большинство населения. Все это – уроки, которые России следует изучить и сделать соответствующие выводы.

 Очевидный факт – то, что русский народ против своей воли и в явное нарушение всех проведенных референдумов разбит по разным государственным квартирам.

 Отсюда следуют две концептуальные стратегии: первая – что Россия всегда будет готова принять на своей территории всех русских (как это делала и делает Германия – с немцами, ранее проживающими отторгнутых от Германии Богемии, Силезии, Восточной Пруссии, а также в странах Прибалтики и в СССР), и вторая – что Россия берется всеми законными средствами защищать интересы и права русских, проживающих на территории других стран.

 Именно «русских», а не русскоязычных – именно это «небольшое» различие и привело и к санкциям, и к нынешнему всплеску русофобских настроений во всем мире. Защищать « русских» - это делать ровно тоже, что делают немцы, французы, англичане и те же американцы. Выступать на защиту «русскоязычных» (а их, по некоторым оценкам, насчитывается в зарубежном мире до 300 млн чел) – это явный «перебор» (все равно, что если бы Великобритания взялась бы защищать права «англоязычных» во всем мире).

 Таким образом, у России должна быть Национально-демографическая доктрина, на основании которой необходимо установить ориентировочные параметры оптимальной численности населения России, при обязательном сохранении сложившегося на сегодня его национального состава. Такая оптимальная численность должна составлять порядка – и проводимая государственная политика должна быть переориентирована именно на достижение этой цели. Иначе говоря, вместо того, чтобы поддерживать «одиноких матерей» (путь к самоуничтожению нации), надо будет основные средства государственной поддержки обратить на стимулирования более раннего, чем сейчас полноценных семей с числом детей от трех (минимум для самовоспроизводства народа) и выше.

 Далее на основе этих базовых составляющих формируется уже Концепция сохранения национальной идентичности России – как документ, содержащий перечень конкретных действий и мер, направленных на достижение целей, установленных в Национально-демографической доктрине России. В рамках этой Концепции определяются и основные направления государственной миграционной политики – как в отношении «внешних» мигрантов, так и «внутренних», как в отношении иммиграции, так и эмиграции.

 А на базе разработанной Концепция сохранения национальной идентичности России можно уже формировать конкретные Программы действий – регулирования иммиграции и эмиграции, интеграции мигрантов, управления процессами движения рабочей силы, интеграции мигрантов, и, среди них – Программы адаптации детей мигрантов. И в основе этой Программы должны быть положены следующие Подпрограммы образования – по направлениям и специальностям, нужных исключительно нашей стране и соответствующих интересам мигрантов, воспитания – в духе стремления к соблюдению основ совместного проживания представителей разных национальностей и разных конфессий, и уважения традиционных ценностей общества – труда, семьи, образования, патриотизма и т.д.

 Рассмотрим опыт отдельных государств Европы по проведению интеграционных мероприятий. Европейские страны: Австрия, Нидердланды, Финляндия, Германия, Франция, Италия и другие государства заключают миграционные контракты как с вновь прибывающими мигрантами, так и уже находящимися в стране. Цель - решение проблем с безработицей среди некоторых групп иммигрантов, инициирование этой идеи относится к 1989 году.

 На эти цели выделяются средства Европейского фонда интеграции, созданного Европейской комиссией. Интеграционные мероприятия могут включать в себя обучение государственному языку, изучение истории и традиций страны, содействие в профессиональной ориентации и даже профессиональную подготовку.

 Италии на основании Указа Президента Республики от 14.09. 2011 № 179 утвержден Общий свод законодательных актов в области иммиграции, содержащий Регламент в области порядка регулирования соглашения об интеграции. Интеграционное соглашение подписывается при первичном прибытии каждым иностранцем старше 16 лет при подаче заявления на разрешение на пребывание в течение одного года и более в связи с трудоустройством или по причинам воссоединения с семьей и иным причинам.

 Утверждение достигнутого уровня интеграции оценивается по кредитной системе:

 1) иностранный гражданин набрал 30 кредитов и более, т.е. достиг достаточного уровня интеграции – завершается срок действия соглашения;

 2) иностранный гражданин набрал от 1 до 29 кредитов – продление срока действия соглашения на один год;

 3) расторжение соглашения: иностранный гражданин не достиг достаточного уровня интеграции, вид на жительство аннулируется и его выдворяют с территории Италии (0 или менее 0 кредитов).

 Как набираются кредиты: 16 кредитов даются сразу при подписании соглашения в Префектуре, которые дают возможность на бесплатное обучение и информационную сессию по страноведению в объеме от 5 до 10 часов. Дополнительные кредиты даются за более высокий уровень владения итальянским языком и глубокие знания в области гражданской культуры и гражданской жизни в Италии, а также за получение дипломов или аттестатов о квалификации, за использование социальных и медицинских услуг, жилищных контрактов или получение ипотеки на покупку квартиры и т.д.

 Аннулируются 15 кредитов за неучастие в сессии гражданской подготовки и информированию о жизни в Италии, которая проводится в течение трехмесячного срока со дня подписания Соглашения. Кредиты могут также быть потеряны, если иностранный гражданин осужден за совершение преступления или за серьезное нарушение закона.

 В связи с миграционными нагрузками Германия разработала специальные программы по адаптации мигрантов. С 1 мая 2011 г. Германия отменила ограничения на трудовую миграцию из стран, присоединившихся к Евросоюзу в 2004 году. В связи с ежегодно возрастающим потоком мигрантов, высоким спросом на курсы изучения немецкого языка и не справляющимся потоком мигрантов «народными институтами», решение данной проблемы было поручено Федеральному ведомству по делам переселенцев и беженцев. В основу новой модели лег опыт работы институтов Гете, которые долгое время представляют немецкий язык, как за рубежом, так и внутри Германии, были организованы интеграционные курсы. Интеграционные курсы в Германии относятся к проектам «с низким пороговым уровнем», доступным всем, кто желает выучить немецкий язык пользоваться им в повседневной жизни и трудовой деятельности. Эти курсы делятся для аналфабетов (900 академических часов), общие интеграционные курсы (600 академических часов), родительские курсы (900 академических часов), курсы для молодежи (600 академических часов). Еще есть курсы для «почтовых невест», вышедших замуж за немцев, для них открыты специальные курсы «Немецкий для мамы».

 Изучение языка начинается с уровня А1 (уровень для начинающих, низший уровень владения языком) и заканчивается уровнем В1, реже уровнем В2 (уровень для продолжающих, средняя ступень владения языком). По окончании курсов сдаются экзамены и выдается сертификат.

 Рассмотрим международный опыт образовательной миграции и национальные приоритеты. Одним из основных направлений миграционной политики США является привлечение иностранных студентов. Студенческая виза дает возможность легальной работы в США, хотя и с ограничениями, не более 20 часов в неделю. В первый год обучения разрешается работа только на территории учебного заведения. А вот со второго года дается право выбора любой работы.

 Для получения студенческой визы необходимо подтвердить факт зачисления в учебное заведение на полное время обучения и знание английского языка, а также предоставить документальное подтверждение источников финансирования, покрывающих расходы, как на обучение, так и на проживание.

 Студенческие визы выдаются сроком либо на один год, либо на три года. В целом, обладатель визы может находиться в США легально до тех пор, пока он соответствует своему не иммиграционному статусу, то есть проходит обучение, послеучебную стажировку, плюс еще 60 дней. После завершения обучения он должен либо покинуть США, либо подать заявку на изменение статуса. Максимальное пребывание в США по студенческой визе возможно в течение восьми лет.

 Далее рассмотрим опыт Канады, которая фактически и создавалась иммигрантами.

 Канада – страна, основанная иммигрантами и, так уж получилось, что для иммигрантов. Ежегодно по разным миграционным программам сюда стекаются сотни тысяч новых граждан. Для привлечения нужных мигрантов там разработано несколько программ: федеральная, провинциальная, инвестиционная, бизнес и так далее.

 Канаде множество различных государственных и общественных организаций, занимаются адаптацией «ньюкеров» (от английского newcomer, новичок). Для постоянных резидентов Канады (зачастую и для людей, приехавших в страну по рабочей визе) открыты бесплатные и очень качественные курсы английского (или французского, если дело касается франкоговорящей провинции Квебек) языка. В процессе изучения языка мигранту предоставляется возможность ознакомиться с законами, порядками, правилами и традициями Канады. Обучающиеся группы вывозят на экскурсии в музеи, читают лекции об истории и географии страны. Классы посещают государственные чиновники самой разной направленности, полицейские и прочие специалисты, рассказывая ньюкерам о своей деятельности.

 При хорошем знании языка можно сразу устроиться на обучение, как в университеты, так и в местный аналог колледжей. Платить за обучение, правда, мигрантам придется самим, однако и здесь существует целый ряд поощрительных государственных программ, а также система льготного кредитования. Примерно так же обстоит дело и с жильем для ньюкеров. Даже при невысоком заработке семья может позволить себе купить дом в кредит на очень хороших условиях.

 Вообще же, неудивительно, что государство прилагает столько усилий для того, чтобы мигранты успешно адаптировались. В Канаде действует прогрессивная шкала налогообложения (налоговые обязательства растут пропорционально увеличению дохода), поэтому государство также заинтересовано в хорошем трудоустройстве новых жителей. Чем больше мигрантов найдет себе высокооплачиваемую работу, тем больше получит страна.

 

 

1  Директор Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук.

2  Заместитель директора налогового института РосНОУ, доцент кафедры налогового администрирования,кандидат педагогических наук, аттестованный консультант по налогам и сборам.


Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №, от 05.02.2014 №, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года .
3. Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. Л.А. Окуньковой. – М., 2001. Т.1.
4. Кашин В.А. Адаптация и интеграция вынужденных мигрантов (в том числе с Украины) в местное сообщество. Наука и практика, проблемы и перспективы – М.: МНИ, 2015. – 80 с.
5. Сулейманов Д.Н. Адаптация и интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество. [Электронный ресурс]: URL: http: //www. rosnou.ru/pub/ni/adin.pdf.
6. Сулейманов Д.Н. Анализ международного опыта в сфере трудовой, образовательной, творческой миграции и возможности его применения в РФ. /Экономика. санкции противосанкции. Сборник статей/. – М.: МНИ, 2016. – С. 85-87.
7. Сулейманов Д.Н. Глобальные тенденции в миграционных процессах: современный мир и Россия. / Сборник научно-практической конференции/. – М.: МНИ, 2016. – С.159-161.
8. URL: http:// http://rosnou.ru / – сайт Российского нового университета.
9. URL: https:// migrantcenter.ru - Единый миграционный центр Московской области.
10. URL: http://www.jom.int/jahia/page254.html - Международная организация по миграции.
11. URL: http:// com_content&view=article&id=87/фонд науки.рф – сайт НО «Фонд науки и образования».

 

Наши партнеры