Налоговые льготы и преференции для сельхозпроизводителей
М.Д. Сулейманов[1]
Налоговая поддержка
российских сельхозпроизводителей
Аннотация. Важную роль в российской экономической политике играет поддержка сельхозпроизводителей в форме предоставления налоговых льгот и преференций, а также снижения административных издержек со стороны государственных органов, в том числе налоговых.
Ключевые слова: налог, налогоплательщик, налоговая ставка, налоговая поддержка, налоговые изъятия, налоговые льготы, сельское хозяйство, сельскохозяйственные товаропроизводители.
M.D. Suleymanov
Tax support for Russian agricultural producers
Annotation. An important role in the Russian economic policy is played by the support of agricultural producers in the form of granting tax incentives and preferences, as well as reducing administrative costs on the part of state bodies, including tax authorities.
Keywords: tax, taxpayer, tax rate, tax support, tax exemptions, tax breaks, agriculture, agricultural producers.
Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения) в октябре 2018г. в действующих ценах, по предварительной оценке Росстата, составил 819,5 млрд рублей, в январе-октябре 2018г. - 4433,4 млрд рублей.[2]
Размер налоговых изъятий (предоставление налоговых льгот и преференций) сельскохозяйственным товаропроизводителям характеризуется следующими показателями: в 2015 г. – 387 333 млн руб.; в 2016 г. – 393 333 млн руб.; в 2017 г. – 440 265 млн руб.; в 2018 г. – 491 481 млн руб.; планируется: в 2019 г. – 589 858 млн руб.; в 2020 г. – 630 240 млн руб.; в 2021 г. – 673 408 млн руб. Значительную долю из них составляют преференции в форме ускоренной амортизации.[3]
Сельскохозяйственные товаропроизводители, к которым относятся:
1) хозяйствующие субъекты, самостоятельно производящие сельскохозяйственную продукцию. Допускается в процессе производства продукции привлечение сторонних организаций;
2) доля доходов от реализации собственной продукции должна составлять 70 % от общего дохода. При этом в общий доход включаются весь доход хозяйствующего субъекта, в том числе, облагаемый по специальным налоговым режимам.
В 2017 и 2018 гг. были приняты существенные поправки в налоговое законодательство - плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС с 2019 г., а с 2018 г. обязаны уплачивать налог на имущество организаций (с учетом некоторых ограничений). Кроме того, ФЗ от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» расширил полномочия субъектов РФ в части установления дифференцированных налоговых ставок по ЕСХН.
До 01.01.2019 года плательщики ЕСХН не признаются плательщиками НДС на внутреннем рынке, и «входящий» НДС учитывают в расходах на основании пп.8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Кроме того, у плательщиков ЕСХН нет права на налоговый вычет «входящего» НДС. Однако, если плательщик ЕСХН выставил контрагенту счет-фактуру с выделенным НДС, то обязан перечислить НДС в бюджет, но права на налоговый вычет у него при этом не возникнет. НДС необходимо перечислить в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором выставлен счет-фактура. Плательщик ЕСХН обязан это сделать вне зависимости от того поступила к нему оплата от покупателя за товары, работы, услуги или нет.
Помимо этого, у плательщика ЕСХН возникает обязанность представить в электронном виде в налоговый орган декларацию по НДС.
При получении от покупателя оплаты она включается в доходы за вычетом НДС.
Напомним, что плательщики ЕСХН обязаны выставлять счета-фактуры при продаже товаров (работ, услуг), только если являются (п. 2 ст. 174.1):
- посредником (агентом или комиссионером);
- участником простого товарищества;
- доверительным управляющим.
До 2019 г., лица, собирающиеся перейти на ЕСХН, не восстанавливают НДС, принятый ими к вычету по товарам (работам, услугам) до перехода на ЕСХН (пп. 2 п. 3 ст. 170 и п. 8 ст. 346.3 НК РФ).
С 01.01.2019 г. плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС, если не воспользуются правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Освобождение применяется на основании ст. 145 НК РФ, но для плательщиков ЕСХН в нее внесены и вступают в силу с 2019 г. специальные нормы. Такие изменения внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ.
Применять освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС лицам, применяющим ЕСХН, надо с осторожностью, ибо не всегда и не всем такая «льгота» выгодна. Например, если контрагент - плательщик НДС, то часть суммы, которую он уплатит поставщику, вправе принять к вычету, а не относить на расходы.
При переходе на ЕСХН с ОСНО после 01.01.2019 г. восстанавливать НДС не придется. Правила восстановления НДС прописаны в п. 3 ст. 170 НК РФ, в котором нет обязанности восстановить НДС при переходе на ЕСХН, а все плательщики НДС подчиняются тем нормам, которые прописаны в гл. 21 НК РФ.
«Входящий» НДС плательщики ЕСХН с 2019 г. не вправе будут больше относить на расходы, т.к. отменяется пп.8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Данный НДС плательщик ЕСХН или вправе принять к вычету - если товары, работы, услуги используются в операциях, облагаемых НДС, или включить в стоимость товаров, работ, услуг - если используются в операциях, не подлежащих налогообложению НДС.
2018 - 2019 гг. для плательщиков ЕСХН можно назвать переходными.
Организации и ИП, которые решат воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС, должны будут выполнить следующие условия: данные лица переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение от НДС, в одном и том же календарном году; за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения ЕСХН, без учета НДС не превысила в совокупности:
- 100 миллионов рублей за 2018 год;
- 90 миллионов рублей за 2019 год;
- 80 миллионов рублей за 2020 год;
- 70 миллионов рублей за 2021 год;
- 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.
Чтобы воспользоваться освобождением от уплаты НДС, плательщикам ЕСХН достаточно подать в свою ИФНС налоговое уведомление в письменной форме. Срок представления уведомления – не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.
Плательщики ЕСХН, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС, не смогут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев.
Плательщики ЕСХН не вправе добровольно отказаться от права на освобождение от обязанностей плательщика ЕСХН (п. 4 ст. 145 НК РФ). Такими лицами право на освобождение может быть только утрачено, если в течение налогового периода по ЕСХН: сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется данная система налогообложения, без учета НДС превысит предельный размер дохода за год, в котором он воспользовался правом на освобождение, либо им осуществлялась реализация подакцизных товаров.
В этом случае, право считается утраченным начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место нарушение правил применения отказа от исполнения обязанностей плательщика НДС. При этом сумма НДС за месяц, в котором было допущено нарушение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке (абз. 3 п. 5 ст. 145 в редакции ФЗ № 335-ФЗ).
Если никаких нарушений правил применения «льготы» не допущено, то по истечении 12 последовательных календарных месяцев не позднее 20-го числа следующего месяца, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС налогоплательщики должны представить в налоговые инспекции документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), и уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
В том случае, если налогоплательщиком не представлены подтверждающие суммы допустимой выручки (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения) документы, НДС подлежит восстановлению. Налог подлежит восстановлению и в случае установления ИФНС фактов несоблюдения ограничений, установленных пунктами 1 - 5 статьи 145 НК РФ. При этом уплачивается в бюджет не только налог, но и штрафы, пени.
Принят ФЗ от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который позволяет субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки по ЕСХН. Для реализации этого положения, субъекты должны будут принять соответствующий закон. Дифференциация возможна в пределах от 0% до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от:
- от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
- от размера доходов от реализации произведенной сельхозпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
- от места ведения предпринимательской деятельности;
- от средней численности работников.
Закон вступает в силу с 2019 года. До 01.01.2018 года организации - плательщики ЕСХН полностью освобождались от уплаты налога на имущество организаций, а ИП - плательщики ЕСХН - уплачивают налог на имущество физических лиц только с недвижимости, которая не использовалась в предпринимательской деятельности.
Начиная с 2019 года плательщики ЕСХН освобождаются от налога на имущество только в части имущества, используемого в предпринимательской деятельности:
- при производстве сельхозпродукции;
- при первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции;
- при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.
При этом в НК РФ не уточнено, какое конкретно имущество имеется в виду, его квалификационные признаки по различным видам сельскохозяйственной деятельности и т.п.
[1] Руководитель Центра фундаментальных и прикладных исследований Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, доцент кафедры налогового администрирования и правового регулирования Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук.
[2] http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/social/osn-10-2018.pdf.
[3] Основные направления налоговой, бюджетной и таможенной политики на 2019 г. и последующие 2020 и 2021 гг.// КонсультантПлюс.
Список использованных источников
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
- Федеральный закон "О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 07.03.2018 N 51-ФЗ (последняя редакция).
- Основные направления налоговой, бюджетной и таможенной политики на 2019 г. и последующие 2020 и 2021 гг.// КонсультантПлюс.
- Паскачев А.Б. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика // Паскачев А.Б., Садыгов Ф.К., Мишин В.И., Саакян Р.А. и др.; Под редакцией Садыгова Ф.К. – М.: Издательство экономико-правовой литературы, 2004. – 232 с.
- Сулейманов М.Д Стратегическое управление инвестиционным потенциалом России. // Монография - М.: МНИ, 2017. – 253 с.
- Сулейманов М.Д. Инвестиционный потенциал экономики России: Учебник. – М: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. – 200 с.
- http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/social/osn-10-2018.pdf.
- URL: http:// http://rosnou.ru / – сайт Российского нового университет.
- URL: // https://re.hse.ru/cfarmission/ – сайт Центра фундаментальных и прикладных исследований Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ.