Электронная коммерция.
М.Д. Сулейманов[1]
С.Д. Сулейманов[2]
М.Д. Ноха[3]
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Развитие электронной коммерции одна из важнейших тенденций современной мировой экономики. Регулирование операций электронной коммерции является актуальным вопросом для налоговых органов с точки зрения осуществления контроля, а также для налогоплательщиков в отношении проведения транзакций посредством сети интернет. Для налогоплательщиков цифрового сектора экономики важно знать международные аспекты налогообложения электронной коммерции в глобальном пространстве интернет – экономики.
Ключевые слова:Электронная коммерция, информационная экономика, налоги, налогообложение, налоговая база, налоговая нагрузка, бюджет, информационные технологии.
M.D. Suleymanov
S.D. Suleymanov
M.D. Noha
MODERN FORMS AND METHODS OF DEVELOPMENT ECOMMERCE
The development of e-commerce is one of the most important trends in the modern world economy. Regulation of e-commerce transactions is a pressing issue for tax authorities in terms of control, as well as for taxpayers in relation to conducting transactions through the Internet. For taxpayers in the digital economy, it is important to know the international aspects of e-commerce taxation in the global space of the Internet economy.
Keywords:E-commerce, information economy, taxes, taxation, tax base, tax burden, budget, information technology
Электронная коммерция – это сфера информационной экономики, в рамках которой осуществляются транзакции в сети Интернет.
Необходимо отметить, что наряду с позитивным влиянием, этот вид деятельности приносит и определенные проблемы. Каждое государство стремится сохранить налоговую базу в своей юрисдикции, однако операции по оказанию электронных услуг характеризуются определенными особенностями. Важно правильно определить нормативно-правовую базу электронных услуг, место осуществления услуги, территорию предоставления услуги.
Остановимся на рассмотрении особенностей налогообложения электронной коммерции в зарубежных странах.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В США
США занимает одну из лидирующих позиций на рынке электронной коммерции. От выбора государством налоговой политики во многом зависит дальнейшее развитие отрасли. США традиционно сохраняют лидерство по развитию информационных технологий, а рынок электронной коммерции позволяет получать существенные преимущества для экономики. Кроме того, США выступают в роли экспортера большого количества товаров, не имеющих вещественного выражения, передающихся по Сети Интернет - это электронные книги, фильмы, музыка и т. д. В связи с этим в 1998 г. в США был введен мораторий на налогообложение операций электронной коммерции, который не предполагает полного освобождения субъектов электронной коммерции от налогообложения, но защищает их от обложения дополнительными налогами. Мораторий имеет как сторонников, так и противников. В 2014 г. университет Теннеси провел масштабное исследование, в котором приводились данные по потерям бюджета в связи с действием моратория, сумма составила 11 392, 7 тыс. долл. Противники моратория обращают внимание на то, что эти средства могли бы быть потрачены на финансирование многих проектов, в том числе и социальных. Законодательный акт имеет ограниченный срок действия, но по решению Конгресса периодически продляется. Таким образом, правительство США признает целесообразным не повышать налоговую нагрузку субъектов электронной коммерции, освобождая их от дополнительного бремени с целью дальнейшего распространения преимуществ цифровой экономики в стране.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В КИТАЕ
Китай является мировым лидером в данной области. По словам Д. Ма – создателя «Alibaba» – одной из успешных Интернет-компаний Китая, электронная коммерция в других странах является способом делать покупки, в Китае же это образ жизни. Высокие показатели появились благодаря целенаправленной политике правительства Китая по внедрению высокотехнологичных отраслей и распространению компьютеров, мобильных устройств, телекоммуникационных сетей. Еще в 2013 г. Министерство финансов Китая указывало на возможность взаимодействия электронной коммерции с традиционными отраслями, в том числе сферой туризма, сельского хозяйства и т. д. Количество пользователей сети Интернет в Китае на 01.01.2017 г. достигло 731 млн. чел., что почти на 100 млн больше, чем в предыдущем году. При таких масштабах меры налогового регулирования просто необходимы. Как и в большинстве стран, в КНР существует проблема уклонения от уплаты налогов при осуществлении коммерческой деятельности компаниями-резидентами в Сети, а также затруднения при налогообложении трансграничных сделок. В связи с этим в 2010 г. был принят временный Закон, регулирующий Интернет-транзакции в Китае, а в 2014 г. он обрел постоянный статус. Согласно этому закону одним из условий ведения бизнеса в Сети должна быть регистрация в госорганах. Информация о регистрации должна размещаться на одной из заметных страниц сайта. Также ведется постоянный диалог с другими странами для совместного регулирования трансграничных операций электронной коммерции, участниками которых являются резиденты Китая. Таким образом, можно отметить, что Китай имеет определенные успехи, в том числе и в налоговом регулировании операций электронной коммерции.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ЯПОНИИ
Япония входит в число передовых государств по развитию информационных технологий. В настоящее время процесс взимания налогов с резидентов, получающих доход от деятельности в Интернете вызывает меньше вопросов. Проблема возникает при трансграничных сделках, когда компании, не зарегистрированные в Японии, продают цифровой контент японским потребителям. Правительство провело реформу в 2015 г. С этого времени иностранные организации, рознично поставляющие цифровые услуги, обязаны регистрировать свою деятельность и платить налоги. Если компания специализируется на оптовых поставках, то налоги должен уплачивать уже покупатель, но в этом случае власти применяют налоговые льготы, чтобы не поставить японские фирмы в менее выгодное положение по сравнению с нерезидентами.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ЕВРАЗЭС
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) проводит анализ налогообложения электронной торговли стран евразийской «пятерки» и изучает возможность разработки общего наднационального регулирования этой сферы. Об этом рассказали представители ЕЭК на круглом столе «Налогообложение электронной торговли» с участием экспертов уполномоченных государственных органов.
«Динамично развивающаяся международная электронная коммерция может стать одним из ведущих источников пополнения бюджета стран Евразийского экономического союза. Гармонизация законодательства государств-членов в сфере обложения НДС электронной торговли является для Комиссии приоритетным направлением», – заявила на круглом столе заместитель директора Департамента финансовой политики ЕЭК Аида Абарбекова. По ее мнению, на данном этапе важно обеспечить единое понимание возможных путей для совершенствования системы налогообложения взаимной торговли. Это возможно за счет прямого диалога между представителями Комиссии, государственных органов и представителями научного сообщества, считает Аида Абарбекова.
Глобализация и информатизация экономических процессов обуславливает необходимость разработки и применения новых механизмов налогового администрирования. Подходы к этому вопросу в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сегодня различные. В некоторых из них налогообложение электронной коммерции отсутствует. В других уже существует, но нормативная база дополняется и пересматривается.
В ЕЭК полагают, что странам Союза необходимо выработать согласованную налоговую политику, направленную на предотвращение необоснованного занижения налогов участниками электронного бизнеса. Также важно снизить налоговые барьеры и создать условия справедливой конкуренции в электронной торговле между странами ЕАЭС, в том числе для ее стимулирования и развития.
В 2017 году в ЕЭК начала функционировать Рабочая группа по обмену опытом в вопросах применения Соглашений (Конвенций) об избежании двойного налогообложения в государствах ЕАЭС. На совещаниях планируется затронуть и вопросы электронной коммерции, в том числе обмена опытом по налогообложению доходов от деятельности в этой сфере. Такая работа необходима и для дальнейшего углубления интеграционных процессов Союза.
В Российской Федерации в последнее время активно ведется работа по анализу возможности налогообложения электронной торговли, как товарами, так и услугами. С 1 января 2017 года введен и действует порядок налогообложения НДС услуг, оказываемых в электронной форме (ФЗ от 03.07.2016 № 244-ФЗ).
По информации ФНС России, на начало декабря 2018 года 188 иностранные компании представили заявления о постановке на учет в качестве плательщика НДС. Они начнут предоставлять налоговую отчетность и платить НДС в России.
Перечень облагаемых услуг приведен в ст. 174.2 НК РФ, которые признаются услугами, как оказываемые в электронной форме через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» автоматизированно с использованием информационных технологий (абзац первый пункта 1).
К услугам в электронной форме, указанным в абзаце первом этого пункта, не относятся, в частности, следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
- реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
- оказание консультационных услуг по электронной почте;
- оказание услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».
ФЗ от 27.11.2017 № 335-ФЗ внесены изменения и дополнения к этому порядку, в основном, они вступают в действие с 01.01.2019. Так, налоговые обязательства наступают во всех случаях, когда получателем услуг являются не только физические лица (было ранее), но и любые физические и юридические лица и индивидуальные предприниматели. Налоговая база определяется как фактическая цена продажи с учетом НДС, поэтому сумма НДС определяется расчетным путем по ставке – 16,67% (с 01.01.2019), ранее применялась – 15,25%.
С 01.01.2019 утрачивает силу пункт 9 ст. 174.2 НК РФ (в отношении налоговых агентов), в связи с чем при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию независимо от того, кто является покупателем услуг – физическое лицо или организация (индивидуальный предприниматель). Поэтому на основании пункта 4.6 ст. 83 НК РФ иностранная организация, оказывающая с 1 января 2019 года услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, подлежит постановке на учет в налоговом органе и несет ответственность за не постановку на учет и неуплату налога.
При условии, что иностранная компания-поставщик услуг состоит на учете в ИФНС; имеется наличие договорной, расчетной документации, в которой выделен размер НДС в составе цены сделки; в документах, которыми подтверждается факт сотрудничества с иностранным предприятием и проведение оплаты за электронные услуги иностранной организации, обозначены реквизиты поставщика услуг (ИНН/КПП); у компании, принимающей к вычету налог, имеются документы на перечисление оплаты с учетом суммы НДС, эта иностранная компания имеет право на налоговые вычеты (п. 2.1 ст. 171 НК РФ).
В случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены (письма Минфина от 02.07.2018 № 03-07-08/45522 и от 24.10.2018 г. № 03-07-08/76139).
C информацией о порядке уплаты НДС по услугам, оказываемым в электронной форме, можно ознакомиться на сайте ФНС России – информационный ресурс «НДС – офис интернет компании», на котором, в частности, опубликован список иностранных интернет-компаний, состоящих на учете в РФ в качестве налогоплательщиков при оказании электронных услуг: программное обеспечение и игры; музыка, книги и фильмы; реклама и торговые площадки; поисковые системы и социальные сети; базы данных и хостинг.
Желающие могут пройти онлайн-тест на предмет того, являются ли они плательщиками НДС.
В результате можно сделать вывод, что регулирование операций электронной коммерции в настоящее время является актуальным вопросом для налоговых органов всех государств, в том числе и развивающихся. Страны, чьи компании цифрового сектора ведут активную деятельность за рубежом, применяют налоговые льготы и заинтересованы в сохранении позиций и защите данных компаний от дополнительного налогового бремени. И наоборот – государства-импортеры услуг цифровой экономики стремятся избежать потерь бюджета и стараются обязать иностранные фирмы регистрироваться и платить налоги. Однако любая страна при этом ищет для себя оптимальное соотношение льгот и санкций, как для резидентов, так и для нерезидентов в секторе электронной коммерции. С целью повышения эффективности налогового регулирования электронной коммерции следует уделять внимание международному сотрудничеству и учитывать положительный иностранный опыт в данной сфере.
В настоящее время практически нет правовых норм, направленных на регулирование налогообложения электронной коммерции. Можно предположить, что эта отрасль не расценивается как потенциальный источник доходов в бюджет, поэтому пока этому вопросу не уделяется достаточного внимания. В налоговом законодательстве отсутствует базовое определение электронной коммерции, и это тоже может препятствовать принципов его налогообложения.
Основные принципы и подходы к налогообложению электронных услуг разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития. Российское законодательство должно формировать нормативно-правовую базу налогообложения электронной коммерции, а в перспективе анализировать факторы, влияющие на эффективность налогообложения электронной коммерции и создание условия для развития предпринимательской деятельности в стране.
[1] Руководитель Центра фундаментальных и прикладных исследований Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, доцент кафедры налогового администрирования и правового регулирования Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук.
[2] Государственный налоговый инспектор управления Федеральной налоговой службы по Московской области.
[3] Специалист Налогового института РосНОУ, аттестованный консультант по налогам и сборам.
Использованные источники
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
- Письмо Минфина от 02.07.2018 № 03-07-08/45522.
- Письмо Минфина от 24.10.2018 г. № 03-07-08/76139.
- Аслапов В.Ф. О налоговом бремени и эффективности .
- Глазунов О.И. Специфика правового регулирования сети Интернет в Китайской народной республике. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/spetsifika-pravovogo-regulirovaniya-seti-internet-v-kitayskoy-narodnoy-respublike.
- Сулейманов М.Д. Инвестиционный потенциал экономики России: Учебник. – М: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. – 200 с
- URL: http:// http://rosnou.ru / – сайт Российского нового университета.
- URL: https://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
- URL: // https://re.hse.ru/cfarmission/ – сайт Центра фундаментальных и прикладных исследований Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ.