Цифровая экономика. Проблемы системы образования.
М.Д. Сулейманов[1]
Некомпетентные кадры –
провал Цифровой экономики
Аннотация: В данной статье автор рассматривает проблемы совершенствования системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами, преобразование рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики, создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
Ключевые слова: Цифровая экономика, экономика знаний, цифровая платформа, человеческий капитал, инвестиции, кадры, образование.
M.D. Suleymanov
Incompetent staff –
the failure of the digital economy
Annotation: In this article, the author examines the problems of improving the education system, which should provide the digital economy with competent personnel, the transformation of the labor market, which should be based on the requirements of the digital economy, the creation of a system of motivation to master the necessary competencies and the participation of personnel in the development of the Russian digital economy.
Keywords: Digital economy, knowledge economy, digital platform, human capital, investment, personnel, education.
Основным фактором смены экономических формаций и перехода на новый уровень развития человеческих обществ был и остается человеческий капитал – под которым понимается совокупность таких факторов, как накопленные знания, интеллект, инновации, профессионалы.
Сейчас именно развитые страны мира обладают основной долей мирового человеческого капитала. Причем большую часть инвестиций развитые страны осуществляют именно в человеческий капитал.
Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором в создании новейших технологий, развитии производств, повышении их эффективности, опережающем развитии науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы.
Именно фундаментальные исследования, повышенные инвестиции в человеческий капитал и порождаемые ими новые прорывные технологии обеспечивают ведущим странам мира их лидерство.
Пока экономику знаний создали США и частично ЕС. Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний - высший этап развития инновационной экономики и является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества.
Экономика знаний - экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.
Во многих странах уже признано, что главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал. Одновременно необходим достаточно высокий уровень развития социального капитала.
По типу экономик и уровню развития сейчас различают страны:
- с доиндустриальной экономикой (как правило, страны с сырьевой экономикой или её основной долей);
- с индустриальной экономикой;
- с постиндустриальной экономикой;
- страны со смешанными укладами экономик;
- страны с инновационной экономикой или экономикой знаний (используются также термины: интеллектуальная экономика, новая экономика, информационная экономика, инновационно-информационная экономика и др.). По типу экономик и уровню развития сейчас различают страны:
В инфраструктуру экономики знаний входят следующие основные составляющие и драйверы развития:
- эффективные государственные институты, реализующие высокое качество жизни;
- высококачественное образование;
- эффективная фундаментальная наука;
- эффективный научно-технический венчурный бизнес;
- высококачественный человеческий капитал в его широком определении;
- производство знаний и высоких технологий;
- информационное общество или общество знаний;
- инфраструктура реализации и трансфера идей, изобретений и открытий от фундаментальной науки до инновационных производств, и далее - до потребителей.
Для экономики знаний также характерны высокий индекс экономической свободы, развитые гражданское общество и демократия, общество знаний. Пока в наибольшей степени реализовали экономику знаний США и, частично, ведущие страны ЕЭС.
В конце 2018 года утверждён проект плана мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика».
Документ разработало и представило Агентство стратегических инициатив - как Центр компетенций по данному направлению.
Ключевые направления плана мероприятий предполагают разработку форм ускоренного образования, направленного на удовлетворение потребности цифровой экономики в кадрах.
Предусмотрены разработка базовой модели и перечня ключевых компетенций цифровой экономики, персонального профиля компетенций и траектории развития человека, увеличение числа обучающихся по ИТ-направлениям, обеспечение запросов компаний цифровой экономики, - таких как 1С, Сбербанк, Яндекс, Ростелеком, WorldSkills Russia, Росатом, МТС, Мегафон, Крок и прочих, на ключевые компетенции.
Кроме того, «дорожная карта» предусматривает развитие цифровой грамотности у широких слоев населения, поддержку технологических образовательных проектов и решений.
Так, согласно документу, к 2024 году не менее 800 тыс. выпускников системы профессионального образования должны обладать компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, а не менее 120 тыс. выпускников системы высшего образования будут готовиться по ИТ-специальностям. Предполагается, что доля населения, обладающего цифровыми навыками к 2021 году, составит не менее 40%.
Как отмечается в Программе, реализация такого направления, как «государственное управление», будет осуществляться на основе дополнения Программы развития цифровой экономики России соответствующими разделами.
Вместе с тем, ведется работа и такому важному направлению Программы, как «Кадры и образование». В частности, в Программе говорится о рынке труда, который должен опираться на требования цифровой экономики, и фиксации трудовой (включая учебную) деятельности гражданина в его цифровой персональной траектории развития, данные из которой используются при прохождении аттестации, планировании продолжения образования, трудовой деятельности.
Кроме того, цифровая экономика подразумевает и электронное кадровое делопроизводство. В Госпрограмме «Цифровая экономика» значительное место – в том числе, и в объемах финансирования – уделено применению методов «цифровой экономики» в здравоохранении.
В Правительство РФ в начале 2018 года внесены предложения по развитию цифровой медицины, предполагающие создание целой сети телемедицинских центров.
Предлагает внедрить в России цифровую платформу здравоохранения, через которую будет организован доступ к историям болезни и рецептам. Предполагается, что цифровую платформу здравоохранения в 2018 году внедрят два региона, в 2021-м - 35, а в 2024-м – 85 регионов.
Использованные источники
- Развитие цифровой экономики в России. Доклад Всемирного 20 декабря 2016г. [Электронный адрес URL: http://gosbook.ru/node/94904] (дата обращения 02.04.2018).
- Горбатко Е.С. Цифровая экономика в России. Журнал «Инновации и инвестиции» № 3, 2019.
- Сулейманов М.Д. Об этапах развития новой «цифровой экономики». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosnou.ru/pub/0002019/News/May/ni/210519/210519.pdf
- Сулейманов М.Д. Цифровая экономика: взгляд в будущее. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rosnou.ru/pub/0002019/News/February/ni/010219/010219.pdf.
- Сулейманов М.Д. Цифровизация: угроза или прорывная трансформация экономики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rosnou.ru/pub/0002019/News/January/ni/220119/220119.pdf.
- Цифровой единый рынок. [Электронный ресурс]. Код доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата обращения. 12.12.2017
- Электронная экономика https [Электронный ресурс]. Код доступа https //ru.wikipedia.org/wiki/ .Дата обращения. 12.12.2017.
- URL: http:// http://rosnou.ru / – сайт Российского нового университет.
- URL: // https://re.hse.ru/cfarmission/ – сайт Центра фундаментальных и прикладных исследований Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ.
[1] Руководитель Центра фундаментальных и прикладных исследований Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, доцент кафедры налогового администрирования и правового регулирования Налогового института РосНОУ, кандидат экономических наук.