+7(926)519-49-90      5194990@mail.ru




Для совершенствования форм и методов содействия адаптации мигрантов, которые планируют осуществление трудовой деятельности, обучение и проживание в России, с ноября 2019 г. НО «Фонд науки и образования» (далее - ФНО) реализует Проект «Инновационные и цифровые технологии адаптации мигрантов», представленный на сайте ФНО в Разделе «Коммуникационный онлайн-центр адаптации мигрантов» (далее – Онлайн-центр). В последнее время особой популярностью пользуются цифровые дистанционные технологии, как в обучении, так и предоставлении услуг. В связи с этим Онлайн – центр предоставляет мигрантам, государственным, общественным организациям, профессиональным союзам мигрантов, компаниям оргнабора и другим заинтересованным лицам доступ к информационно-познавательным ресурсам: (навигатор информационных ресурсов, Базовая программа адаптации мигрантов, онлайн-презентации, видео на канале YouTube, учебник «Экономический потенциал трудовой миграции», «Новости. События. Мероприятия», «Видео в помощь мигрантам»). Названные информационно-познавательные и воспитательные ресурсы позволяют мигрантам, членам их семей и др. посетителям Онлайн-центра самостоятельно в дистанционном формате повысить свой культурно-образовательный уровень, ознакомиться с правовой информацией в сфере миграционных отношений, основами законодательства РФ, основами культуры, антитерроризма, антикоррупции, поведения в российском обществе, историей современной России, новостями и событиями в сфере миграции (законотворческие и общественные инициативы, статистика,административные меры, судебная практика и т.д.), поучаствовать в онлайн-анкетировании, обсуждениях, направить свои предложения и задать вопросы на Горячие линии (Правовая, Налоговая, Психологическая помощь, Образование и профориентация), общаться в социальных сетях «Сообщество Фонда науки и образования»: ВКонтакте, Одноклассники и Facebook, Инстаграм. Уникальность, а с марта 2020 года и необходимость во всем мире коммуникативного общения в онлайне состоит в том, что доступ к любому ресурсу может производиться из любой точки мира, в любое время суток; она проста для понимания и пользования; является бесконтактной, но при этом общедоступной и открытой; учитывает современные научные и практические достижения в сфере образования, предоставления государственных услуг в электронном виде и т.д.; малозатратна – необходим только доступ в Интернет через собственные мобильные аппараты, персональные компьютеры или через центры предвыездной подготовки в странах исхода. Учитывая недостаточный уровень информированности мигрантов о социальной политической и экономической ситуации в России, функционирует Навигатор информационных ресурсов, включающий 52 интерактивные кнопки с возможностью перехода на информационные ресурсы, необходимые для успешной адаптации мигрантов в РФ при осуществлении трудовой деятельности, проживания, обучения: доступ к сайтам министерств и ведомств, посольств, мобильным приложениям и т.п. Для этого на постоянной основе в новостях, видеороликах и социальных сетях продолжают освещаться информационные возможности общественно-доступных ресурсов Навигатора. Важно, чтобы процесс адаптации мигрантов в России сопровождался целенаправленностью и точечным пониманием того, нужны ли мигранты России и есть ли конкуренция на рынке труда, какой вклад они вносят в экономику России. На основании проведенных научно-практических исследованийподготовлен и издан учебник «Экономический потенциал трудовой миграции», который рекомендован для внедрения в образовательный процесс университетов по направлению подготовки «Экономика» и «Юриспруденция». Учебник предназначен для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов и научно-педагогических работников организаций высшего образования, а также рекомендован для специалистов государственных и муниципальных органов управления и представителей малого, среднего и крупного бизнеса. 1900 экземпляров распространены среди образовательных организаций РФ, в т.ч. Почтой России направлены 88 ведущим российским Университетам. Переданы Российской книжной палате 16 экземпляров для библиотек: Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, библиотеке Администрации Президента Российской Федерации, Парламентской библиотеке, библиотекам регионов России и т.д. Вручены непосредственно представителям научных и общественных организаций, студентам, предпринимателям и др. Учебник в электронном виде размещен на сайте ФНО в Онлайн-центре.

За отчетный период транслируются 10 видеороликов на канале YouTube, которые посвящены вопросам социально-культурной, правовой и психологической адаптации мигрантов, межрелигиозному и межнациональному согласию в российском обществе, толерантного отношения российского местного сообщества к мигрантам, интервью со специалистами: ведущими научными и педагогическими деятелями в сфере образования, налогообложения, антикоррупции, психологом, работодателями, членами команды Проекта "Инновационные и цифровые технологии адаптации мигрантов"; осуществляется его видеосопровождение (на отчетную дату – 01.08.2020 количество просмотров составляет – 14558). Кроме того, в условиях коронавирусной инфекции мирового масштаба для информационно-психологической, социально-культурной и правовой поддержки мигрантов принято решение произвести запись и трансляцию за счет собственных средств еще 16 роликов для размещения на канале YouTube (количество просмотров – 9088) и 27 видео в информационным ресурсе «Видео в помощь мигрантам», техническая поддержка которого также осуществляется за счет собственных средств ФНО. В связи с соблюдением мер по предотвращению коронавирусной инфекции проведен 10.07.2020 онлайн-семинар "Состояние и перспективы применения цифровых технологий в адаптации мигрантов", обсуждались проблемные вопросы по адаптации мигрантов, положительный опыт создания и функционирования Онлайн-центра одобрен участниками, поступили предложения развивать информационные ресурсы в целях содействия адаптации находящимся на территории РФ детям мигрантов (обучающимся, студентам среднего профессионального и высшего образования, молодежи, осуществляющей трудовую деятельность (стажировку). Основные положения учебника "Экономический потенциал трудовой миграции", презентованного на онлайн-семинаре, одобрены выступающими и рекомендованы для внедрения в образовательный процесс университетов страны и в использовании научными, общественными организациями, предпринимателями и др. заинтересованными лицами. Посетителям предоставлена возможность изучать материалы и направлять предложения, инициативы и замечания по Базовой программе, Учебнику и другим вопросам, и продолжается онлайн-анкетирование, так как информационный ресурс, социальные сети и Горячие линии продолжают функционировать.

Повышение уровня социально-культурной, правовой и психологической адаптации мигрантов, который еще не особенно высок, о чем свидетельствуют исследования и опросы (анкетирование), в т.ч. проведен. в рамках настоящего Проекта: из 61 респондента степень адаптированности мигрантов в РФ оценили, как высокий – 9 чел. (14,8%), 29 чел. (47,5%) как средний и 23 чел. (37,7%) как низкий, само же положение мигранты как «хорошее» оценили:– 8 чел. (13,1%), «среднее» – 27 чел. (44,3%), требуются меры по улучшению – 26 чел. (42,6%). Это вызвано тем, что приезжая в Россию, мигранты попадают в ситуацию маргинализации в силу утраты ими «территориальных корней», разрушается привычная для человека природная и социальная среда жизнедеятельности, нарушаются права на этническую идентификацию, на определен.уровень жизни, жилье, семью и т.п. Кроме этого, мигранты находятся в состоянии психологической, культурной и социальной дезадаптации. Как показал анализ и оценка результатов проведенных мероприятий, осуществленных за время Проекта, внедрение инновационных и цифровых технологий по адаптации мигрантов актуально и востребовано всеми участниками миграционных отношений, отличается высокой степенью заинтересованности в распространении пилотного проекта среди обществ. и научно-образовательных организаций. Назрела необходимость изучения в более широком плане проблем миграции в образовательном процессе и создания Единого образовательного ресурса дистанционного формата на примере ФНО в государственном масштабе. Для этого требуются учебные материалы по дисциплине «Экономический потенциал трудовой миграции» по учебным курсам и программам: - для школ – в составе дисциплины «Экономическая география»; - для колледжей – ввести учебную дисциплину «Основы экономического потенциала трудовой миграции»; - для вузов – ввести учебную дисциплину «Экономический потенциал трудовой миграции», на примере Российского нового университета, а также образовательные курсы преадаптационной подготовки мигрантов.

В Коммуникационном онлайн-центре адаптации мигрантов, функционирующем в рамках реализации президентского гранта на развитие гражданского общества «Инновационные и цифровые технологии адаптации мигрантов» (грант от 29.10.2020 № 19-2-014143, грантодатель – Фонд президентских грантов, грантополучатель – НО «Фонд науки и образования») можно ознакомиться с Базовой программой адаптации мигрантов и оставить свой отклик об эффективности проводимой миграционной политики по социально-культурной, правовой и психологической адаптации мигрантов.

Наши партнеры