+7(926)208-66-66      2086666@mail.ru

Фонд науки и образования
Студенты и трудоустройство

Студенты и трудоустройство

Д.Н. Сулейманов А.С. Саяпина В статье рассматриваются проблемы, связанные с трудоустройством студентов

В настоящее время особенно остро стоят вопросы занятости активно-трудоспособного населения в трудоизбыточных районах Кавказа Российской Федерации и в первую очередь это касается трудоустройства молодежи, находящейся на стадии окончания колледжа или ВУЗа.


Современная ситуация характеризуется тем, что рынок труда остается рынком работодателя. Со второй половины 2015 г. происходят сокращения, а в ряде отраслей экономики (сферы услуг, добычи сырья, высшего менеджмента, автомобильного бизнеса и т.д.) - массовые. В тех же отраслях, где имеется дефицит кадров, усиливается конкуренция.


Поэтому условия рыночных отношений диктуют поиск новых форм партнерских отношений в сфере занятости населения между государством, бизнесом и образовательными организациями. Следует отметить, что в отдельных регионах РФ успешно реализуются программы социального партнерства:

  • бизнес формирует портфель заказов профессий и получает необходимых специалистов;
  • за государством остается прерогатива прогнозирования перспектив рынка труда в отраслях и регионах;
  • учебные заведения получают заказы на услуги в сфере науки и образования;
  • регионы закрепляют молодых кадров;
  • выпускникам гарантируется место работы.


С одной стороны, без государственной поддержки этот механизм работать не будет. Для этого необходимы дополнительные источники и стимулы для работодателей, например, такие как, субсидии работодателям, создающим дополнительные учебные места для производственного обучения на рабочем месте, государственные дотации, налоговые преференции и т.п. Помимо мер государственной поддержки, необходимы источники финансирования, альтернативные бюджетным, а также вложение инвестиций в формирование и подготовку учебно-методической базы, литературы, внедрение современных интернет технологий, в повышение квалификации преподавательского состава, в производственную практику и стажировку (что позволит вести выпускника с практическими компетенциями до диплома).


НО «Фонд науки и образования» в 2016 году начинает осуществлять социально значимый проект «Дорожная карта пространственного размещения трудовых мигрантов: содействие адаптации и интеграции», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.


Налоговый институт, РосНОУ, Налоговый колледж, Московский налоговый институт, Институт налогового консультирования и другие некоммерческие организации объявили о готовности поддержать и оказать содействие в осуществлении данного Проекта.


В рамках реализации этого социально значимого проекта поставлена задача: выявить тенденции и намерения студентов, обучающихся в ВУЗах трех Республик: Дагестан, Ингушская и Чеченская, по трудоустройству, готовы ли молодые специалисты переехать в другой регион РФ для трудоустройства по специальности, узнать их намерения и понять чем они будут руководствоваться при выборе места работы и какие факторы способны повлиять на их решение. В этих регионах будет проводиться анкетирование студентов-старшекурсников.
Намечается, что в анкету целесообразно включить следующие вопросы:
1) Готовы ли Вы заключить трехсторонний контракт (студент-университет - работодатель), предусматривающий обучение с последующим трудоустройством по специальности и прохождение учебной и производственной практики на базе работодателя?
В случае, если будут предложения заключить контракт с работодателем за пределами своей Республики, какие факторы для принятия решения будут решающими:

  • место расположения (приграничные территории, мегаполисы: Москва, Московская область, Санкт-Петербург или др.)
  • заработная плата;
  • обеспечение жильем и др. социальной инфраструктурой (сады, школа, транспортное обеспечение и т.п.);
  • перспектива карьерного роста;
  • свой вариант ответа.
    2) Может ли на Ваш выбор переезда в другой регион повлиять страх (неприятие) со стороны принимающего сообщества?
    Как видим, сделать свой выбор по заключению контрактов будет непросто, ведь на новом месте выпускникам придется адаптироваться к местным условиям, культуре. Как правило, у россиян переселенцы внутри страны, в особенности выходцы из северокавказских республик, которые покидают родные места вынужденно, по экономическим причинам, ассоциируются с внешними трудовыми мигрантами и здесь возникает проблема, что все: и россияне и мигранты из Узбекистана, Таджикистана, Украины и Молдовы, Азербайджана, Армении и т.д., просто мигранты. А такого в принципе не должно быть. В научной литературе и СМИ, на дискуссионных площадках оперируются понятия «внутренняя миграция», «внешняя миграция», на бытовом уровне – другие, более обидные и неприемлемые для цивилизованного общества.


Необходимо иметь ввиду, что вопрос назревал давно, еще с советских времен, когда их активных трудовых граждан называли по-разному: «строители БАМА», «герои Целины и ДнепроГЭСА», «шабашники», «охотники за длинным рублем», «лимитчики» и т.д., в зависимости от государственной политики.
В связи с этим, хотелось помимо вышеперечисленных вопросов, развернуть дискуссию по вопросу толерантного современного подхода к нашим российским специалистам, которые готовы переехать и работать в других регионах РФ; преломить в сознании принимающего сообщества негативное отношение к «чужакам», «приезжим», «неместным» и т.д.
Всем заинтересованным в развитии гражданского общества предлагается принять участие в дискуссии по вопросу трудоустройства выпускников ВУЗов, в том числе из трудоизбыточных регионов России, а также по формированию новых подходов и формулировок в вопросах перемещения внутри страны трудовых ресурсов по экономическим причинам.


 

Список источников:
1. Конституция Российской Федерации (КРФ) 2015.
2. URL: http://фонд науки.рф/ – сайт НО «Фонд науки и образования»
3. URL: http://rosnou.ru/ – сайт Российского нового университета.
4. URL: http://fms.ru/ - сайт Федеральной миграционной службы
5. Стратегическое управление миграционными процессами, М.: МНИ, 2014 – 324 с.
6. Статья «Механизмы эффективного регулирования процессов внутренней и внешней миграции, как фактор снижения уровня безработицы»
7. Статья «Налоговая грамотность мигрантов»

Наши партнеры

  • Институт миграции и межнациональных отношений
  • Налоговый институт Российского нового университета
  • Центр налогового администрирования и финансового управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Международная консалтинговая компания ICG
  • Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости Высшей школы экономики
  • Факультет
  • Журнал «Налоговая политика и практика»
  • Институт налогового консультирования
  • Налоговый колледж